Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида «Мечта»
Принято:
Педагогическим советом
Протокол № 1
От «31»августа 2023г.
Утверждаю
Заведующий МБДОУ
Детского сада «Мечта»
________Н Н. Ваулина
От«31» августа2023г.
Программа
дополнительного образования
по познавательному развитию
в подготовительной группе «Фантазеры»
«Хочу всё знать»
Воспитатель:
Ушакова С. В.
Паспорт дополнительной общеразвивающей программы«Хочу всё знать».
Наименование
программы
Тип программы
Образовательная
область
Программа дополнительного
образования по познавательному
развитию у детей старшего
дошкольного возраста «Хочу всё
знать»
Дополнительная образовательная
программа
Познавательное развитие
Вид программы
Модифицированная
Возраст учащихся
6-7 лет
Уровень освоения
программы
Общеразвивающий
Цель программы
создание условий для расширения
творческо-интеллектуальных
возможностей обучающихся
средствами познавательной
деятельности.
2 раза в неделю, 68 раз в год
Периодичность
1.Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно
задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут
или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность
пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим
миром – получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать
ответы программа совместной образовательной деятельности «Хочу все
знать!».
Рабочая программа «Хочу все знать!» направлена на общее интеллектуальное
развитие обучающихся.
Программа «Хочу все знать!» представляет систему интеллектуальноразвивающей образовательной деятельности для обучающихся
подготовительной группы. Она реализована в рамках совместной
образовательной деятельности в соответствии с ФГОС.
Программа «Хочу все знать!» является интегративной, объединяющей
знания. Входящие в образовательной области: социально-коммуникативное
развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественноэстетическое развитие, физическое развитие.
Отличительными особенностями программы «Хочу все знать!»
являются:
1.Определение видов организации деятельности обучающихся,
направленных на достижение личностных результатов на этапе завершения
дошкольного образования.
2. В основу реализации программы положены целевые ориентиры.
3.Целевые ориентиры организации деятельности предполагают уровневую
оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней
системы оценки: педагогом, администрацией, родителями.
5. При планировании содержания совместной образовательной деятельности
прописаны виды познавательной деятельности обучающихся по каждой теме.
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но
оптимальным является старший дошкольный возраст. Развитие
обучающегося происходит только в процессе деятельности, причем, чем
активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно
строиться с позиций деятельностного подхода.
1.2. Цели и задачи программы.
Цель:
создание условий для расширения творческо-интеллектуальных
возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи:
Выявлять интересы, склонности, способности, возможности обучающихся
к различным видам деятельности.
Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной
сфере совместной образовательной деятельности.
Расширять общий кругозор.
Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со
сверстниками и взрослыми.
Формы, методы, приемы поведения занятия.
Форма проведения занятий: групповая.
Методы работы:
- доступность, познавательность и наглядность
- учёт возрастных особенностей
- сочетание теоретических и практических форм деятельности
- психологическая комфортность.
Приемы:
1. Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами:
принятие и выполнение готовых правил, составление и следование
коллективно-выработанным правилам; сюжетно - ролевая игра).
2. Совместная образовательная деятельность (включенность в парную и
групповую работу).
3. Творческая деятельность (художественное творчество,
конструирование, составление мини-проектов).
4. Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественнополезном труде).
1.3. Ожидаемые результаты
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов
реализации Требований к результатам освоения основных образовательных
программ федерального государственного стандарта. Планируемые
результаты необходимы как целевые ориентиры в ожидаемых
достижениях выпускников.
Содержание программы «Хочу все знать!», формы и методы работы
позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:
Личностные результаты освоения обучающимися программы «Хочу все
знать!» можно считать следующее:
овладение начальными сведениями об особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных,
культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
формирование позитивных отношений дошкольника к базовым
ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура),
ценностного отношения к социальной реальности в целом;
формирование коммуникативной, этической, социальной
компетентности дошкольников.
Образовательные результаты:
Социально-коммуникативное развитие:
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости;
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества; формирование основ безопасного поведения в быту,
социуме, природе.
Познавательное развитие:
развитие интересов детей, любознательности и познавательной
мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях,
объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов
окружающего мира.
1.В программе «Хочу все знать!» описаны требования к обучающимся.
К концу обучения дошкольники должны знать и уметь:
ЗУН
Универсальные учебные
действия
Игры и игрушки
Коммуникативные УУД
Обучающиеся должны знать:
Происхождение некоторых
1. Постановка вопросов;
игрушек. Историю их создания.
2. Умение выражать свои мысли
Распространенные виды
полно и точно;
настольных и подвижных игр.
3. Взаимодействие с партнером.
Знать правила их игры
Регулятивные УУД
1. Целеполагание;
Обучающиеся должны уметь:
Характеризовать особенности
2. Волевая саморегуляция
отдельных игр. Создать
3. Оценка.
простейшую игрушку.
Познавательные УУД
Исследовать (на основе
1. Умение строить речевое
непосредственных наблюдений).
высказывание в устной форме.
Все для дома
1. Выделение познавательной
Обучающиеся должны знать:
Признаки отдельных бытовых
цели;
предметов, историю их появления,
2. Выбор наиболее эффективного
предназначения. Правила ухода за
способа решения;
растениями. Правила личной
3. Анализ объектов;
гигиены.
4. Установление причинноследственных связей;
Обучающиеся должны уметь:
Пользоваться отдельными
5. Построение логической цепи
предметами быта. Соблюдать
рассуждений.
правила безопасности. Применять на
практике основные знания по уходу
за растениями.
Школа
Обучающиеся должны знать:
Происхождение некоторых
школьных принадлежностей и
понятий. Историю их создания.
Правила поведения в библиотеке.
Обучающиеся должны уметь:
Делать простой ремонт книги.
Наблюдать объекты и явления
природы, характеризовать их
особенности.
Еда
Обучающиеся должны знать:
Как овощи и фрукты получили свое
название. Историю происхождения
некоторых продуктов питания.
Основы правильного питания.
Обучающиеся должны уметь:
Различать полезные и вредные
продукты. Исследовать (на основе
непосредственных наблюдений).
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
4.
5.
6.
7.
8.
Одежда
Обучающиеся должны знать:
Происхождение некоторых
предметов одежды. Историю их
создания. Назначение профессии
сапожника и модельера.
Обучающиеся должны уметь:
Характеризовать особенности
русского костюма. Создать
простейшую модель русского
1.
2.
3.
4.
Познавательные УУД
Выделение познавательной
цели;
Выбор наиболее эффективного
способа решения;
Анализ объектов
Установление причинноследственных связей.
Коммуникативные УУД
Постановка вопросов;
Умение выражать свои мысли;
Разрешение конфликтов.
Взаимодействие с партнером.
Регулятивные УУД
Целеполагание;
Волевая саморегуляция
Оценка.
Коммуникативные УУД
Постановка вопросов;
Умение выражать свои мысли;
Разрешение конфликтов.
Взаимодействие с партнером.
Познавательные УУД
Выделение познавательной
цели;
Выбор наиболее эффективного
способа решения;
Анализ объектов
Установление причинноследственных связей.
Познавательные УУД
Умение осознано строить
речевое высказывание в
устной форме;
Выделение познавательной
цели;
Анализ объектов;
Установление причинноследственных связей;
костюма. Наблюдать объекты.
Характеризовать их особенности.
Группировать (классифицировать)
по отличительным признакам.
5. построение логической цепи
рассуждений.
Коммуникативные УУД
1. Постановка вопросов;
1. Умение выражать свои мысли
полно и точно;
2. Разрешение конфликтов.
5. Взаимодействие с партнером,
коллективом.
Праздник
Регулятивные УУД
Обучающиеся должны знать:
Название праздников и обычаев.
1. Целеполагание;
2. Волевая саморегуляция
Обучающиеся должны уметь:
Соблюдать основные правила
3. Оценка.
этикета, применять их на практике.
Изготовить соответствующее
украшение и подарок к празднику.
Проводить работу в группе.
Формы учёта знаний, умений
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут
использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг
друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и
самооценка, наблюдения).
Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов
освоения программы
беседы, тесты, мини-проекты, конкурсы, выставки.
Методы текущего контроля: наблюдение за работой обучающихся, устный
фронтальный опрос, беседа.
Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала за год
обучения.
Ключ к результату усвоения материала:
Низкий уровень (70-80% ) — 3 балла
Средний уровень (80-90% ) — 4 балла
Высокий уровень (90-100%) — 5 баллов
Самоконтроль: вначале педагог (или родители), затем им предлагается
дневник самооценки «Мои достижения». Основными задачами его введения
являются:
1. развитие познавательных интересов обучающихся
2. создание ситуации успеха для каждого ребенка
3. повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях
4. максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей
каждого ребёнка
5. приобретение навыков само рефлексии.
2. Содержательный раздел.
2.1 Форма работы с детьми.
Срок реализации программы - 1 год. Программа разработана для детей
подготовительной группы.
Режим занятий 2 раза в неделю, продолжительность - 30 мин.
2.2 Условия и материалы для реализации программы.
Для проведения занятий необходимо помещение. Для оснащения: педагогу–
компьютер с проектным оборудованием для показа презентаций; детям –
рабочее место для выполнения практических работ. Необходимые
принадлежности: пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски,
кисти, картон, иголки, нитки, ткань, конструктор (металлический или
пластмассовый) и т. д.
2.3 Перспективно - тематический план
№ п\п Раздел/Тема
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Игры и игрушки
Где появились куклы
Русский сувенир
История глиняной игрушки
Какой музыкальный инструмент был первым
Кто придумал мяч
Настольные игры
Подвижные игры
Виды театра
Все для дома
Свеча
Чайник
Ножницы
«Свет мой зеркальце…»
Кто изобрел расческу для волос
Гвозди
Столовые приборы
Дверь
Волшебные стеклышки (стекло)
Пенное, душистое мыло
Время не ждет! (часы)
Из чего построен дом? Глиняный кирпич
Всег
о
8
1
1
1
1
1
1
1
1
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13
14
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1
2
3
4
Скатерть-самобранка
Комнатные растения
Школа
Карандаш
История шариковой ручки
Кто изобрел бумагу
Когда появились первые книги
Как возникли библиотеки
Откуда пошли названия дней недели
Как люди начали добывать полезные ископаемые
У какой страны впервые появился флаг
Кто придумал первую карту
Кто автор микроскопа
Заключительное занятие по теме «Школа»
Еда
Хлеб
Как картофель попал в Россию
Кое-что из истории конфет
Откуда фрукты и овощи получили свое название
Секретное мороженое
Где прячутся витамины
Секрет каши
Из чего делают пряники
Шоколад
Итоговое занятие по теме «Еда»
Одежда
Одежда наших предков
Зачем нужны пуговицы
Откуда взялись шапки
Кто придумал обувь? Секреты башмаков
История русского сарафана
Чем украшают одежду
С каких пор применяют носовые платки
Юбки и брюки
Домик для пальчиков. Варежки
Что такое «мода»
Итоговое занятие по теме «Одежда»
Праздник
Первые украшения
Новогодние игрушки
Почему на Пасху красят яйца
История воздушных шариков
1
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
1
1
1
1
История фейерверков
Широкая масленица
Приглашаем к столу
Бал-маскарад
Волшебное Рождество
Ярмарка
Вкусные украшения
Семейные праздники
Конкурс Золушек и Рыцарей
Итоговое занятие
итого
2.4. Содержание программы
№ п\п Раздел\ Тема
Теория
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Игры и игрушки 8ч
1
Где появились куклы История происхождения
куклы. Рассказ о любимой
кукле
2
Русский сувенир
Беседа «Что такое
сувенир». Презентация
«Особенности русского
сувенира»
3
История глиняной
Презентация «История
игрушки
глиняной игрушки»
4
Какой музыкальный Знакомство с шумовыми
инструмент был
музыкальными
первым
инструментами
5
Кто придумал мяч
6
Настольные игры
7
Подвижные игры
Презентация «Мой веселый
звонкий мяч»
Виды настольных игр
Правила игры
Правила игры
8
Настольный театр
Актеры и зрители
Все для дома 14ч
1
Свеча
2
Чайник
Беседа «Из чего
изготовлена свеча»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68
Практические
действия
(примерные)
Вырезание
бумажных кукол.
Изготовление
тряпичных кукол
Лепка игрушек из
глины
Изготовление
шумовых игрушек
из пластиковых
бутылок и крупы
Игры с мячом
Изготовление
настольной игры
Разучивание
подвижных игр
Оригами - игрушки
Мини-спектакль
Лепка из
пластилина
подсвечника
Презентация «Чайное утро» Правила чаепития
Сюжетно-ролевая
3
Ножницы
Роль ножниц как
инструмента в жизни
человека
История создания зеркала.
Какие бывают зеркала
4
«Свет мой
зеркальце…»
5
6
Кто изобрел
расческу для волос
Гвозди
Какие бывают расчески
Правила гигиены
Откуда гвоздь пришел в
наш дом
7
Столовые приборы
Правила этикета
8
Дверь
9
Волшебные
стеклышки (стекло)
Пенное, душистое
мыло
Время не ждет!
(часы)
Понятие о дизайне
Виды дверей
Как люди создали стекло и
его предназначение
История создания мыла
Правила гигиены
Виды часов
Как они устроены
игра
Вырезание фигурок
из бумаги
Изготовление
зеркала для куклы
(из фольги)
Прическа для
куклы
Создание мини
музея гвоздя «А у
меня в кармане
гвоздь…»
Сюжетно-ролевая
игра «Накрываем
стол»
Дизайн двери для
дворца
Бусы из бисера
Рисование
упаковки для мыла
11
Изготовление
циферблата
(работа в группах)
12
Из чего построен
Строительные материалы
Лепка дома из
дом? Глиняный
Процесс изготовления
кирпичиков
кирпич
кирпича
(пластилин)
(работа в группах)
13
Скатерть-самобранка Понятие о столовых
Сюжетно-ролевая
принадлежностях
игра «Накрываем
на стол»
14
Комнатные растения Роль комнатного растения в Уход (полив,
жизни человека
рыхление, посадка)
Презентация «Они с нами
комнатных
рядом»
растений
Итоговый тест
Школа 11ч
1
Карандаш
Заочное путешествие на
Рисование
карандашную фабрику
карандашами (тема
любая)
2
История шариковой Беседа «От пера до
Поделки из
ручки
шариковой ручки…»
сломанных ручек
3
Кто изобрел бумагу
Презентация «Кто изобрел Аппликация из
10
бумагу»
4
Когда появились
первые книги
Презентация «Русский
книгопечатник»
5
Как возникли
библиотеки
Откуда пошли
названия дней
недели
Экскурсия в библиотеку
7
Как люди начали
добывать полезные
ископаемые
Заочное путешествие в
древний мир
8
У какой страны
впервые появился
флаг
Кто придумал
первую карту
Символы нашей страны
6
9
10
Что такое
микроскоп
11
Заключительное
занятие по теме
«Школа»
Беседа «Откуда пошли
названия дней недели»
Роль карты в жизни
человека
Какие бывают карты
Историческая справка
Заполнение дневника
самооценки
бумаги (тема
любая)
Изготовление
книжки-малышки
(работа в группах)
Экскурсия в
библиотеку
Составление
распорядка
мероприятий на
неделю
Рассматривание
коллекций
полезных
ископаемых
Рисование флага
сказочной страны
(работа в группах)
Сюжетно-ролевая
игра «Найди клад»
(по карте)
Рассматривание
предметов под
микроскопом и
лупой
Выставка работ
Еда 10ч
1
2
3
4
5
Хлеб
Информация из
справочника «Что такое?
Кто такой?»
Как картофель попал Презентация «Второй хлеб»
в Россию
Кое-что из истории
Историческая справка
конфет
Откуда фрукты и
Короткая информационная
овощи получили
справка о названиях овощей
свое название
и фруктов приготовленная
детьми
Секретное
История создания
мороженое
мороженого
Заочная экскурсия на
Рисование
различных видов
хлеба
Поделки из
картофеля
Поделки из
фантиков
Рисование овощей
и фруктов
(иллюстрации к
книжке-малышке)
Составление
рецепта
мороженного
6
7
8
9
Где прячутся
витамины
Секрет каши
Из чего делают
пряники
Шоколад
Итоговое занятие по
теме «Еда»
Одежда 11ч
1
Одежда наших
предков
2
Зачем нужны
пуговицы
3
Откуда взялись
шапки
10
4
5
6
7
8
хладокомбинат
Беседа «Овощи и фрукты витаминные продукты»
Каша-основа национальной
русской кухни
Презентация «Из чего
делают пряники»
Полезные свойства
шоколада
Итоговый тест
Русский народный костюм
Беседа о видах пуговиц
Историческая справка
Кто придумал обувь? Историческая справка
Секреты башмаков
Беседа о профессии
сапожника
История русского
Презентация «Русский
сарафана
наряд в изображении
художников»
Чем украшают
Презентация «Чем
одежду
украшают одежду»
С каких пор
Информация из
применяют носовые дополнительной
платки
литературы
Юбки и брюки
История появления
9
Домик для
пальчиков. Варежки
10
Что такое «мода»
11
Итоговое занятие по
теме «Одежда»
Праздник 14ч
(работа в группах)
Поделки из овощей
Аппликация с
использованием
крупы
Лепка пряников из
соленого теста
Рисование обертки
шоколада
Выставка работ
Рисование «Одежда
предков»
Пришивание
пуговицы
Изготовление
шапок
(аппликация)
Рисование туфель
(дизайн)
Рисование и
вырезание
сарафана для куклы
Изготовление
аксессуаров
Изготовление
носового платка из
ткани
Изготовление брюк
(или юбки) для
куклы
История появления варежек Варежкаприхватка. Минипроект
Что такое «мода»
Рисование модной
одежды
Итоговое занятие по теме
Заполнение
«Одежда»
дневника
самооценки
Выставка работ
1
2
3
4
Первые украшения
Украшение как деталь
костюма
Новогодние игрушки Откуда пришла традиция
украшения елки
Почему на Пасху
Беседа о православном
красят яйца
празднике
История воздушных Информация из
шариков
дополнительной
литературы
Правила этикета
Итоговый тест
Выставка работ
Презентация «Фейерверк»
6
7
Приглашаем к столу
8
Бал-маскарад
Презентация «Сервировка
праздничного стола»
Раскрытие понятия «бал»
9
Волшебное
Рождество
Презентация «Волшебное
Рождество»
10
Ярмарка
11
Вкусные украшения
Ярмарка как традиция
русского народа
Как украшали елку в
старину
12
Семейные праздники Какие бывают семейные
праздники и как их
отмечают.
13
Конкурс Золушек и
Рыцарей
Итоговое занятие
14
Проект. «Сохраним
елочку»
Роспись яйца
Разрисовывание
воздушных
шариков или на
воздушных
шариках
Аппликация
«Салют»
Изготовление
сувенира из
подручных
материалов. Минипроект
Сервировка
праздничного стола
Изготовление
маски
Разучивание и
исполнение
частушек.
Поделки из разных
материалов
Украшения для
елки из конфет и
фруктов. Выставка
Составление
календаря
семейных
праздников (работа
с родителями)
Конкурс
История
фейерверков
Широкая масленица
5
Бусы из бумаги
История появления
праздника
Список литературы:
Основная литература
1.Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. М.:ТЦ «Сфера», 2005. - 64 с.
2.Закон «Об образовании» Российской Федерации.
3.Конвенция ООН о правах ребенка, 1989. Переиздание 2004г.
4.«Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу»
под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. – М. – Издательство
«Мозаика – Синтез», 2011.
5.Тихомирова О.В., Бородкина Н.В., Соловьев Я.С. Проектноисследовательская деятельность дошкольников и младших школьников как
инструмент реализации ФГОС. Учебное пособие. – Ярославль, ГОАО ИРО,
2014
6.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования .
Дополнительная литература
1. 1. Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений.
Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО
«РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
2. 2. Большая детская энциклопедия - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,
2007.- 333 с.
3. 3. Владимиров А.В. Что на чем держится. – М.: Детская литература,
1967.- 112 с. Переиздание 2004г.
4. 4. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 1.- М.:
Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1995.- 512 с.
Переиздание 2005г.
5. 5. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 2.- М.:
Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 512 с.
Переиздание 2004г.
6. 6. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 7.- М.:
Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 448с.
Переиздание 2003г.
7. 7. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – М.: Педагогика,
1988. – 384 с. Переиздание 2012г.
8. 8. Золотов А.В., Кудишин И.В., Мартынов А. и др. Большая
энциклопедия техники - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.- 287 с.(Детская энциклопедия техники).
9. 9. История происхождения привычных нам вещей [Электронный
ресурс].- Режим доступа: http://planetashkol.ru/
1. 10. История возникновения мебели: простые вещи [Электронный
ресурс].- Режим доступа: http://www.konodyuk.com/
2. 11. История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа:
http://www.kostyor.ru/history.html
1. 12. Клэйборн А. Изобретения, изменившие мир/ Пер. с англ. И.В.
Кудишина. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 96 с.
2. 13. Крутогоров Ю.А. Сто профессий автомата: Научно-художественная
литература.- М.: Дет. лит., 1989. – 87 с. Переиздание 2003г.
3. 14. Кублицкий Г.И. Письмо шло пять тысячелетий. – М.: Малыш,
1991.- 80 с. Переиздание 2002г.
4. 15. Лев Ф.Г. Из чего все: Научно-художественная литература. –
Переизд. М.: Дет.лит., 2002.- 192 с.
5. 16. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей
[Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
Переиздание 2001г.
6. 17. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей
[Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое
общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.Переездание 2002г.
7. 18. Техника вокруг нас: Научно-художественная литература. – М.: Дет.
лит., 1982. – 333 с. Переиздание 2001г.
8. 19. Что такое. Кто такой: В 3 т. Т. 1. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:
Педагогика, 1990. – 384 с. Переиздание 2001г.
9. 20. Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей
[Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14,
1997.Переездание 2002г.
10. 21. Шпагин М. Что было до …[Текст] / - М.: Детская литература, 1989,
переиздано 2001г.