Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида «Мечта»
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом МБДОУ
Детский сад «Мечта»
(протокол от 31.08.2023 № 1)
УТВЕРЖДЕНО
приказом МБДОУ Детский сад «Мечта»
от 31. 08 .2023 № 34
Заведующий ________Н.Н.Ваулина
Программа
дополнительного образования по сенсорике «Игралочка»
для детей младшего дошкольного возраста
Разработал:
Воспитатель Суханова М.В.
Наименование программы
Образовательная область
Вид программы
Программа познавательной
направленности «Игралочка»
Дополнительная общеразвивающая
программа
Познавательное развитие
Модифицированная
Возраст воспитанников
2-3 года
Уровень освоения программы
Цель программы
Общеразвивающий
Формирование и развитие
сенсорных способностей у детей
2 – 3 лет средствами
дидактической игры.
Тип программы
Периодичность
1 раз в неделю
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на
формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста.
Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в
дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних
перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения
сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов
разных свойств (формы, цвета, величины и др.) которые ребенок может освоить в
игровых занятиях.
Актуальность
Сенсорное развитие ребѐнка – это развитие его восприятия его формирования
представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, и величине. Сенсорное
воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей
действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого
является чувственный опыт.
Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей
обусловлено тем, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для
развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной
мере в последующей жизни. И важно предоставить детям в этот период все
возможности для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира
начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем
шире будут полученные ребѐнком сведения об окружающем мире. Успешность
умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в
значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того,
насколько совершенно ребѐнок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное
познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности
ребѐнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
В качестве одного из методов сенсорного воспитания применяются
дидактические игры и упражнения, позволяющая шире приобщать детей к текущей
жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической
деятельности, нравственных и эстетических переживаниях. Дидактическая игра
приобретает всѐ большее значение, однако в практике воспитания детей она ещѐ
используется недостаточно. Между тем, наряду с использованием представлений о
форме, цвете, величине и др., она составляет одну из основ умственного воспитания,
всестороннего развития и формирования познавательных способностей ребѐнка.
Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук
таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары,
яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность
действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе
различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми
движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям
и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребѐнку.
Новизна:
Развивающее обучение, построение работы в соответствии с конкретным
педагогическим замыслом, интеграция разнообразных видов детской деятельности,
творческая организация образовательной деятельности ребѐнка.
Цель:
формирование и развитие сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет средствами
дидактической игры.
Задачи:
Создавать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для
полноценного восприятия окружающего мира и накопления сенсорного опыта
детей в ходе предметно- игровой деятельности через игры с дидактическим
материалом.
Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете,
величине, форме, количестве, положения в пространстве и пр.)
Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения
целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от
поставленной задачи, доводить еѐ до завершения, стремиться к получению
положительного результата и т.д.)
Принципы построение программы:
1. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей
ребенка.
2. Принцип системности коррекционных и развивающих задач.
3. Принцип единства диагностики и коррекции.
4. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к
работе с ребенком.
5. Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести
многообразие общественной практики, сохранить принцип научности
содержания, повысить эффективность его реализации.
Интеграция образовательных областей:
Социально - коммуникативное развитие;
Физическое развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие.
Используемые методы и приемы работы с детьми:
Приемы:
1. Различные формы обучения детей
2. Игровой прием конструирования и моделирования
3. Игровые приемы: (дидактические игры, динамические паузы,
физкультминутки) .
Методы:
1. Словесный (разучивание пальчиковой гимнастики, чистоговорок).
2. Практический (показ способов действия с предметами) .
3. Наглядный (рассматривание дидактических пособий, предметов) .
Перечень технологий и парциальных программ воспитания и обучения
дошкольников:
дидактические игры сделанные своими руками, игровые технологии в младшем
дошкольном возрасте.
Парциальная программа: И. А. Лыкова «Цветные ладошки».
Форма организации детей:
Подгрупповая, групповая, индивидуальная.
Длительность занятий: 10 минут.
Количество занятий в неделю- 1
Количество занятий в месяц- 4
Количество занятий в год- 36
Критерии достижения детей программы «Игралочка»
на 2023- 2024 учебный год
Фамилия имя ребенка
Умение ориентироваться в 3 величинах одной формы (большой,
поменьше, маленький)
Умение сличать фигуры по цвету
Умение самостоятельно называть цвета
Умение сличать фигуры по форме
Умение самостоятельно называть формы
Умение собирать разрезные картинки из 3-4 фрагментов.
3 балла - с заданием справляется полностью 13-15 баллов - высокий уровень
развития
2 балла - с заданием справляется частично 9-12 баллов - средний уровень
развития
1 балл - с заданием справляется слабо 5-8 баллов - низкий уровень развития
Сентябрь Май
Высокий уровень ___ % Высокий уровень ___ %
Средний уровень ___% Средний уровень ___%
Низкий уровень ___% Низкий уровень ___%
Ожидаемые результаты:
1. Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый,
синий, желтый.
2. Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар,
куб, круг, квадрат) .
3. Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик
зеленый как травка) .
4. Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
5. Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
6. Дети собирают разрезные картинки из 3-4 фрагментов.
Материалы и оборудование:
Разрезные картинки, игрушки и игры с уголка сенсорики; круг, квадрат,
треугольник, овал, прямоугольник; шары разного цвета; музыкальные
инструменты; муляжи овощей; мешочек для д/и «Волшебный мешочек».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Сентябрь
1 неделя
Адаптационный период. Создание предметно-развивающей среды для
сенсорного развития. Установление контакта с каждым ребенком.
В период адаптации проводятся разговоры с детьми, показ игрушек-забав,
организация занимательной деятельности с отдельными детьми и по
подгруппам в соответствии с желаниями детей.
2 неделя
Диагностика. Заполнение диагностических карт.
Октябрь
1 неделя
Игрушки Д/игра «Разложи фигуры по цвету»
Цель: закреплять представления об основных цветах.
Рассматривание картинок «Игрушки»
Цель: закреплять умение называть красный и синий цвета.
Д/и «Чудесный мешочек».
Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать
предметы одной формы.
Д/игра «Собери матрешку».
Цель: учить детей устанавливать отношение предметов по величине.
Заучивание стихотворения А. Барто «Мяч».
Игра «Догони мяч»
Цель: закреплять понятие большой и маленький; учить слышать задание,
соотносить слово с предметом и действием
2 неделя
Игрушки Д/игра «Собери пирамидку из колец».
Цель: закреплять представления об отношениях по форме, учить располагать
в порядке убывания из 3-4 колец.
И/у «Спрячь шарик в ладошках».
Цель: соотносить действия с величиной
Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук. Д/игра «Разложи фигуры по
цвету».
Цель: закреплять представления об основных цветах.
Д/и «Собери картинку»
Цель: Учить складывать картинки из 3 частей.
П/и «Гном»
Цель: развитие общей моторики, координации речи с движением.
3 неделя
Овощи Д/и «Собери овощи».
Цель: познакомить детей с формами: круг и овал; учить обследовать
геометрические
Рассматривание иллюстраций «Овощи».
Цель: закреплять умение узнавать и называть зелѐный цвет, закреплять
красный, синий, жѐлтый цвета; закреплять знание круглой формы.
Д/и «У кого такая же? »
Цель: закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять
в их названии.
Рассматривание картинок «Овощи»
Цель: закреплять умение узнавать и называть цвета; закреплять знание
круглой и овальной формы.
Работа со стержнями для нанизывания цветных колец
4 неделя
Фрукты Д/и «Собери фрукты по цвету»
Цель: учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине,
но имеющие одинаковый цвет.
Д/игра «Чудесный мешочек»
Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать
предметы одной формы.
Работа с цветными прищепками Д/и «Найди такую же»
Цель: учить детей группировать предметы, имеющие одинаковый цвет.
И/у «Что ты пробовал? (покажи, скажи) »
Цель: развивать вкусовые ощущения.
Д/игра «Выложи по образцу».
Цель: вырабатывать у детей умение расположение фигур на плоскости по
заданным признакам (цвет, величина) .
Ноябрь
1 неделя
Осень Д/и «Разложим листочки на подносе»
Цель: сравнивать предметы по величине; продолжать учить различать
предметы по размеру, сравнивать (такой – не такой, такой же) .
И/у «Листопад»
Цель: закрепить цвета зеленый, желтый, красный.
Заучивание чистоговорки «Листопад» Д/и «Собери бусы». Цель: учить
чередовать предметы по форме.
П/и «Мы топаем ногами… ».
Работа с сортировочным ящиком с прорезями разной формы.
2 неделя
Осень Д/игра «Чудесный мешочек»
Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать
предметы одной формы. Д/и «Кому какой? » Цель: упражнять детей в
сравнении и упорядочении предметов по цвету.
3 неделя
Дикие животные Д/и «Сложи бочонки»
Цель: закреплять умение устанавливать соотношения предметов по величине.
И/у «Бусы для белочки»
Цель: формировать представление о диких животных (зайце, белке, медведе).
Пальчиковая игра «Мед в лесу медведь нашел»
Д/и «Лесные детишки»
Цель: закреплять понятия «большой – маленький, длинный – короткий,
быстрый – медленный».
Д/и «Что привез Мишутка?»
Цель: совершенствовать представления о геометрических формах.
Работа с цветными палочками.
4 неделя
Домашние животные Д/и «Что подарим?»
Цель: закреплять представления о шести цветах спектра, учить выделять
цвета, отвлекаясь от других признаков предметов.
Д/и «Кому какой?»
Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по величине.
Конструктор «Чья конструкция длиннее?»
И/у «Собери картинку»
Цель: Учить складывать картинки из 3 частей.
Д/игра «Выложи по образцу».
Цель: вырабатывать у детей умение расположение фигур на плоскости по
заданным признакам (форма, цвет). Логоритмическое упражнение
«Кошечка»
Цель: развитие координации речи с движением.
Декабрь
1 неделя
Птицы Д/и «Чудесный мешочек»
Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать
предметы одной формы.
Д/игра «Найди такую же птичку».
Цель: учить детей находить два предмета одинаковой величины.
Логоритмическое упражнения ««Птички поют»
Д/и «Покормим птичек»
Цель: вырабатывать у детей умение расположение фигур на плоскости по
заданным признакам (цвет, величина) .
Работа с сортировочным ящиком с прорезями разной формы.
Пальчиковая гимнастика «Птичка»
Мой дом И/у «Сравни»
Цель: закреплять в активном словаре детей понятия «большой, маленький»;
уточнить представления о цвете, форме и качестве предметов: продолжать
соотносить предметы по величине.
Работа с разноцветной мозаикой.
Д/и «Башня из кубов»
Цель: учить детей сравнивать несколько объектов по величине и располагать
их по убывающей величине.
Конструктор «Чья конструкция выше?»
Д/игра «Чередование домов».
Цель: совершенствовать умение детей сравнивать предметы по цвету.
3 неделя
Посуда
Д/и «Чайная посуда»
Цель: Закреплять знание основных цветов; учить соотносить предметы
разные по свойствам; учить осуществлять выбор из предметов двух
разновидностей.
Д/и «Найди такую же»
Цель: учить детей группировать предметы, имеющие форму.
Д/и «Собери картинку»
Цель: Учить складывать картинки из 3 частей.
Д/игра «Найди такую же чашку»
Цель: учить детей находить два предмета одинаковой величины путем
накладывания.
Работа со стержнями для нанизывания цветных колец.
4 неделя
Я играю Д/и «Найди игрушку»
Цель: закреплять умение ориентироваться в группе, различать и правильно
называть признаки «высокий, низкий».
Д/игра «Чередование флажков»
Цель: совершенствовать умение детей сравнивать предметы по цвету.
Д/игра «Кому какой?»
Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по величине.
Январь
1 неделя
Новый год И/у «Что звучит? »
Цель: учить определять на слух звучание музыкальных инструментов,
правильно их называть.
Д/и «Разложи снежинки»
Цель: учить детей располагать предметы по убывающей величине.
И/у «Разрезная картинка»
Цель: учить складывать картинки из 4 частей.
Д/игра «Чередование снежинок»
Цель: совершенствовать умение детей сравнивать предметы по форме,
величине.
2 неделя
Д/и «Где спрятался предмет?»
Цель: закреплять умение ориентироваться в группе, различать и правильно
называть признаки «высокий, низкий, большой, маленький».
Д/и «Чудесный мешочек»
Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать
предметы одной формы.
Д/игра «Кому какой?»
Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по величине
Работа с сортировочным ящиком с прорезями разной формы.
3 неделя
Зима Д/и «Собери узор»
Цель: закреплять умение устанавливать соотношения предметов по величине.
Д/игра «Кому какой? »
Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по цвету.
Пальчиковая игра «Мед в лесу медведь нашел»
Д/и «Зима»
Цель: закреплять понятия «большой – маленький, длинный – короткий,
быстрый – медленный».
Д/и «Подарки»
Цель: совершенствовать представления о геометрических формах.
Работа с цветными палочками.
4 неделя
Зимние забавы Д/игра «Сложи снеговика»
Цель: упражнять детей в правильном соотнесении нескольких предметов с
одним и тем же геометрическим образцом. Д/и «Разложи снежинки».
Цель: учить детей располагать предметы по убывающей величине.
Работа с цветной мозаикой
февраль
1 неделя
Мои друзья Д/и «Что подарим?»
Цель: закреплять представления о шести цветах спектра, учить выделять
цвета, отвлекаясь от других признаков предметов.
Д/и «Кому какой?»
Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по величине.
Конструктор «Чья конструкция длиннее?»
И/у «Собери картинку»
Цель: Учить складывать картинки из 3 частей.
Д/игра «Выложи по образцу».
Цель: вырабатывать у детей умение расположение фигур на плоскости по
заданным признакам (форма, цвет).
2 неделя
Одежда Д/и «Оденем куклу»
Цель: Учить понимать слова «такой – не такой», «разные», группировать по
цвету, находить пару (варежки, носочки, сапожки) .
Д/игра «Выложи по образцу»
Цель: вырабатывать у детей умение расположение фигур на плоскости по
заданным признакам (цвет, величина) .
Рассматривание картинок по теме «Одежда» и название, какого цвета.
Д/и «Что нужно куколке красавице?»
Цель: дать детям представление о том, что цвет – признак
разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения.
И/у «Будь внимательным»
Цель: обучать группировать предметы по цвету, закреплять название
основных цветов (красный шарф, красная майка и т. д.
3 неделя
Одежда Д/и «Разные варежки и шапки, шарфы»
Цель: продолжать развивать представления детей о форме, величине, цвете.
И/у «Спрячь шарик в ладошках»
Цель: соотносить действия с величиной
Работа с сортировочным ящиком с прорезями Д/игра «Кому какой?»
Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по величине.
Работа с цветными палочками.
И/у «Разрезная картинка»
Цель: учить складывать картинки из 4 частей
4 неделя
Обувь Д/и «Парные картинки»
Цель: продолжать учить понимать слова «такой – не такой», «разные»,
«такой же», группировать по цвету, находить пару.
Д/и «Двойняшки»
Цель: учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его
признаков.
Д/и «Найди такой же сапог»
Цель: учить детей находить два предмета одинаковой величины и цвета.
И/у «Будь внимательным»
Цель: обучать группировать предметы по цвету, величине.
Март Машины
1 неделя
Д/и «Найди что-нибудь круглое»
Цель: закреплять представления о формах, учить подбирать фигуры по
образцу.
Д/и «Здравствуй, паровозик»
Цель: учить раскладывать вагончики от большого к маленькому.
Хороводная игра
«Ровным кругом»
Д/и «Подбери машинку по цвету»
Цель: Закреплять умение группировать объекты по цвету и обучать детей
соотносить разнородные объекты по цвету.
Кубики «Построй, как я»
Цель: закреплять представления о цветах, о величине предметов
И/у «Будь внимательным»
Цель: обучать группировать предметы по цвету, закреплять название
основных цветов.
Д/и «Кому какой? »
Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по форме.
И/у «Большие и маленькие мячики».
Цель: продолжать различать цвет и величину (большой – маленький)
;развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.
Пальчиковая гимнастика «Машины»
3 неделя
Весна
Д/и «Двойняшки»
Цель: учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его
признаков.
Д/и «Найди вазу»
Цель: продолжать формировать умение различать цвета; учить совмещать
цветок с вазой; действовать целенаправленно, последовательно: слева
направо; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Д/и «Кому какой?»
Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по
величине, цвету.
И/у «Разрезная картинка»
Цель: учить складывать картинки из 4 частей
Работа с сортировочным ящиком с прорезями разной формы.
4 неделя
Весна Д/и «Найди такой же цветок»
Цель: учить детей выделять величину предмета, отвлекаясь от других его
признаков.
И/у «Спрячь шарик в ладошках».
Цель: соотносить действия с величиной
Пальчиковая гимнастика «Весна» Д/и «Двойняшки»
Цель: учить детей выделять цвет предмета, отвлекаясь от других его
признаков.
И/у «Разрезная картинка»
Цель: учить складывать картинки из 4 частей
Апрель
1 неделя
Мебель И/у «Будь внимательным»
Цель: обучать группировать предметы по цвету, закреплять название
основных цветов (красный шарф, красная майка и т. д.) .
Д/и «Стол и стул»
Цель: совершенствовать умение определять величину предметов; развивать
мелкую моторику пальцев рук. Д/и «Разложи по росту».
Цель: учить детей располагать предметы по убывающей величине.
Д/и «Найди пару». Цель: учить детей находить предметы одной формы.
Работа с конструктором.
Пальчиковая гимнастика «На столе»
2 неделя
Мебель Д/игра «Найди такой же шкаф»
Цель: учить детей находить два предмета одинаковой величины и цвета.
Мп/игра «Запомни свой цвет».
Работа с сортировочным ящиком с прорезями разной формы. Д/и «Какая
мебель»
Цель: закреплять представления о шести цветах спектра, учить выделять
цвета, отвлекаясь от других признаков предметов.
Конструктор «Собери конструкцию из деталей» (цвет задает педагог)
3 неделя
Цветы Д/и «Разложи цветы»
Цель: учить детей располагать предметы по убывающей величине.
Д/и «Найди пару»
Цель: учить детей выделять цвет предмета, отвлекаясь от других его
признаков.
Работа с сортировочным ящиком с прорезями разной формы. Д/и
«Двойняшки». Цель: учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от
других его признаков.
Д/и «Найди вазу»
Цель: продолжать формировать умение различать цвета; учить совмещать
цветок с вазой; действовать целенаправленно, последовательно: слева
направо; развивать мелкую моторику пальцев рук.
4 неделя
Семья Д/и «Друзья»
Цель: учить детей выделять цвет предмета, отвлекаясь от других его
признаков.
Д/и «Закрой окошко»
Цель: учить сравнивать, рассматривать геометрические фигуры.
Д/и «Семья».
Цель: учить детей располагать предметы по убывающей величине.
Д/и «Чей коврик лучше»
Цель: развивать зрительное восприятие плоскостных фигур.
Май
1 неделя
Семья Мп/игра «Запомни свой цвет»
«Геометрическое лото»
Цель: учить сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими
фигурами и подбирать по образцу
Д/и «Двойняшки»
Цель: учить детей выделять цвет предмета, отвлекаясь от других его
признаков.
И/у «Посмотри»
Цель: обучать группировать предметы по форме.
Работа с конструктором.
2 неделя
Д/игра «Чудесный мешочек». Цель: продолжать развивать тактильные
ощущения, умение выбирать предметы одной формы.
Д/и «Какой?»
Цель: закреплять понятия «большой – маленький, длинный – короткий,
быстрый – медленный».
Работа с сортировочным ящиком с прорезями разной формы.
3 неделя
Д/и «Двойняшки»
Цель: учить детей выделять цвет предмета, отвлекаясь от других его
признаков.
И/у «Спрячь шарик в ладошках»
Цель: соотносить действия с величиной
Работа с конструктором Д/и «Кому какой? »
Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по
форме.
И/у «Разрезная картинка»
Цель: учить складывать картинки из 4 частей
Пальчиковая гимнастика повторение
4 неделя
Диагностика
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аскарина, Н. М Воспитание детей раннего возраста [Текст]: учебное
пособие/ Н. М. Аскарина – М: Просвещение, 1998. – 264с.
2. Башаева, Т. В. Развитие восприятия детей. Форма, цвет, звук М. Г. [Текст]:
популярное пособие для родителей и педагогов /Т. В. Башаева. – Ярославль:
«Академия развития», 1997. – 237с. С. 4 – 14.
3. Важова, С. А. Сенсорное развитие в младшей группе. [Текст]: С. А. Важова
// практический журнал Воспитатель дошкольного Образовательного
Учреждения. - 2008.- №11.- стр51.
4. Карпухина, Н. А. Знакомство с окружающим миром. [Текст]: практическое
пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Н. А. Карпухина. – Воронеж:
Т. Ц. «Учитель», 2008.- 201с.
5. Новотворцева, Н. В. Развитие речи детей. [Текст]: популярное пособие для
родителей / Н. В. Новотворцева. – Ярославль: «Академия развития», 1997.235с. б.
6. Павлова, Л. Н. Раннее детство: познавательное развитие. [Текст]:
методическое пособие / Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова. - М:
Мозаика – Синтез, 2006.446с. С126 – 138.
7. Пилюгина, Э. Г. игры – занятия с малышом от рождения до трѐх лет.
[Текст]: «библиотека воспитателя» /Э. Г. Пилюгина. - М: Мозаика- синтез. 2007.-116с.
8. Пилюгина, Э. Г. Сенсорные способности малыша. [Текст]: учебное
пособие / Э. Г. Пилюгина. - М: просвещение, 2005.- 116с. С80- 104.
9. Смирнова, Е. игры, развивающие мышление. [Текст]: Е. Смирнова //
дошкольное воспитание. - 2009№4.- стр. 22- 32.
10. Янушко, Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. [Текст]:
методическое пособие /Е. А. Янушко. -М: Мозаика – синтез, 2009.- 65с. С. 3 –
11. Земцова, О. Н. Умные книжки. [Текст]: «Тесты для детей» 2 – 3 лет/ О. Н.
Земцова. - М: «Издательская группа АТТИКУС», 2008.
12. Колесникова, Е. В. Две книги в одной. [Текст]: лицей для малышей 2 – 3
лет, тесты для детей 3 лет/Е. В. Колесникова. - М: издательство ЮВЕНТА,
2006. – 47с. С18 – 22.
http://www.maam.ru/detskijsad/rabochaja-programa-kruzhka-igralochka-dlja-detei-2-3let.html