Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида «Мечта»
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом МБДОУ
Детский сад «Мечта»
(протокол от 31.08.2023 № 1)
УТВЕРЖДЕНО
приказом МБДОУ Детский сад «Мечта»
от 31. 08 .2023 № 34
Заведующий ________Н.Н.Ваулина
ПРОГРАММА
дополнительного образования для развития мелкой моторики рук
детей среднего дошкольного возраста
«УМЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
Разработал:
старший воспитатель Качалкова Н.П.
г. Катайск
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Паспорт дополнительной общеобразовательной программы – «Умелые
пальчики»
2. Пояснительная записка
3. Содержание программы.
4. Тематический план.
5. Требования к уровню подготовки воспитанников.
6. Способы проверки знаний, умений и навыков.
7. Список средств обучения.
8. Список литературы.
2023-2024 учебный год
Паспорт дополнительной общеобразовательной программы –
«Умелые пальчики»
Наименование программы
ПРОГРАММА
дополнительного образования для
развития мелкой моторики рук для
детей среднего дошкольного возраста
«УМЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
Тип программы
Дополнительная образовательная
программа
Образовательная область
Вид программы
Возраст воспитанников
Уровень освоения программы
Цель программы
Физическое развитие
Модифицированная
4-5 лет
Дополнительный
Формирование графомоторных
навыков у детей среднего дошкольного
возраста через развитие мелкой
моторики пальцев рук.
30 часов в год, 1 раз в неделю
Периодичность
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Уровень развития мелкой моторики рук – один из важнейших показателей
интеллектуальной готовности ребёнка к обучению в школе. Овладеть письмом
ребенок сможет, если его пальцы хорошо слушаются. Но в школе, на первом
этапе обучения, многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом:
быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание
букв, нередко встречается «зеркальное» письмо; ребенок не различает «слева»,
«справа», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.
Родители первоклассников тоже, порой, приходят в отчаяние: «Чем больше строк
пишет ребёнок, тем хуже становится каллиграфия. Строчки не видит, интервалов
между буквами не соблюдает, а бесформенные каракули, которые он выводит,
даже буквами не назовёшь». Эти затруднения обуславливаются неразвитостью
мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительнодвигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия
речи, зрительной памяти. Всё это отрицательно сказывается на усвоении
программы первого класса. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно
подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развивать механизмы,
необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления
ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной
умелости. Если развита мелкая моторика рук ребенка, у него будет красивый
почерк, а также это поможет избежать многих проблем с обучением в школе.
Программа
ориентирована на развитие рук и ручной умелости,
коммуникативных способностей детей, усвоение навыков письма.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ – формирование графомоторных навыков у
детей среднего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики пальцев
рук.
Занятия
развивают индивидуальную творческую деятельность,
способствуют объединению детей в группы по интересам, их умению
сотрудничать: взаимодействовать между собой и педагогом; обогащают детей
новыми знаниями, умениями, навыками и закрепляют их; совершенствуют
внимание, усидчивость, память, мышление, творческое воображение и другие
психические процессы и качества, необходимые для жизни и обучения. В
процессе деятельности ребёнка происходит взаимодействие всех его
анализаторных систем: зрительного, слухового и пространственного восприятия,
осуществляется их формирование. Знание индивидуальных особенностей
ребёнка, уровень его развития, состояния здоровья помогает решить эти задачи и
осуществлять на этой основе личностно-ориентированный подход. Задания
приносят ребенку радость, не допуская скуки и переутомления.
Срок реализации – сентябрь - май
В реализации данной образовательной программы принимают участие дети
средней группы.
Количество учебных часов в год: 30 часов.
Учебная нагрузка: 1 раз в неделю по 20 мин во вторую половину дня.
Состав группы: постоянный.
Форма занятий: групповая.
Количество обучающихся: 15 человек.
Для успешной реализации программы необходимо
решение следующих задач:
Совершенствовать мелкую моторику рук, точные движения пальцев рук и
развитие речи.
Развитие согласованных действий зрительного
анализаторов, мускульной и тактильной памяти.
и
двигательного
Активизировать пространственное воображение, память, способность
концентрировать внимание, формировать слуховое восприятие.
Формирование гигиенических навыков письма: правильно сидеть при
письме, держать ручку (карандаш), тетрадь.
Воспитание личностных качеств – самостоятельности,
коммуникативности, произвольной регуляции поведения.
активности,
Методы и приемы для
проведения занятий
Массаж ладоней,
пальцев
Пальчиковая
гимнастика
Собери картинку
Подвижная игра
Рисование пальцами
на подносе
Нанизывание
бусинок
Оригами
Шнуровка
Работа в тетради
Художественное
слово, рассказ,
беседа
Игры с пуговицами,
прищепками
Выкладывание из
семян, счетных
палочек и геометри ческих фигур
Дорисуй, вырежи,
раскрась, обведи по
контуру, трафарету
Работа с бумажным
конструктором и
лего
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ занятия
п/п
Вводное занятие.
Правила
поведения при
письме.
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
Занятие 4
Занятие 5
Описание содержания занятия
Методы
Педагог рассказывает, чем они будут Беседа, показ
заниматься, с какой целью, показывает наглядности.
оборудование. Занятие проводится в
игровой форме.
Гигиенические правила письма. Учимся Объяснение
правильно держать карандаш и тетрадь.
1.Массаж пальцев рук (Этот пальчик в лес Игра, беседа.
пошел…)
2.Пальчиковая гимнастика «Осень»
3.Собери разрезную картинку.
4.Подвижная игра «Собери урожай».
5.Проведи прямые и наклонные линии.
1. Массаж ладоней и
пальцев рук Игра, беседа,
сосновой шишкой.
практический
2.Пальчиковая
гимнастика
«Осенние метод.
листья».
3.Выкладывание из счётных палочек
«Грибок».
4.Подвижная игра с мячом.
5. Дорисуй у каждого яблока листик, а у
каждого цветочка-серединку.
1. Массаж ладоней и пальцев рук Рассказ,
карандашом.
практический
2.Пальчиковая гимнастика «Компот».
метод.
3.Игра с конструктором «Лего»
4. Подвижная игра «Собери мелкие
предметы».
5. «Поможем Светлячку»
1.Вращение пальцев одной руки с Показ,
помощью другой.
объяснение,
2. Пальчиковая гимнастика «Муха».
практический
3.Игра с палочками Кюизенера.
метод.
4. Подвижная игра «Карусель».
5.Штриховка.
1.Массаж ладоней и пальцев рук семенами Показ,
игра,
фасоли и гороха «Отыщи игрушку в практический
массажном мешочке».
метод.
2. Пальчиковая гимнастика «Чижик –
пыжик».
3.Нанизывание бусинок разной величины
на леску.
4. Подвижная игра «Кто быстрее скрутит
ленту».
5. Проведи линию посередине дорожки.
Оборудование
Всё
материальное
обеспечение.
Плакат «Правильно
сиди при письме»
Разрезные картинки,
муляжи овощей и
фруктов, карандаши,
раскраски.
Счётные
палочки,
сосновые
шишки,
мячи, карандаши.
Карандаши, мелкие
предметы,
конструктор «Лего»
Палочки Кюизенера,
карандаши.
Мешочек с фасолью
и
игрушкой,
бусинки,
леска,
карандаши.
Занятие 6
Занятие 7
Занятие 8
Занятие 9
Занятие 10
Занятие 11
Занятие 12
1.Массаж ладоней и пальцев рук шариком
с шипами.
2.Пальчиковая
гимнастика
«Засолка
капусты»
3.Складывание листов бумаги в разных
направлениях
4.Подвижная игра «Зайчики».
5. Помоги малышам пройти по дорожкам.
1.Потягивание пальцев.
2.Пальчиковая гимнастика «Лошадки».
3.Выкладывание из семян фасоли, тыквы,
гороха домика, солнца и др.
4.Подвижная игра «Прокати мяч».
5. Рисование по образцу.
1.Массаж пальцев рук прищепкой.
2.Пальчиковая гимнастика «Мастера».
3. Упражнения с прищепками (солнышко
– на круг из картона дети прицепляют
прищепки – «лучики»).
4. Подвижная игра «Снежная баба».
5. Дорисуй картинку по образцу и
раскрась (белочку)
1.Массаж ладоней и пальцев рук
карандашом.
2. Пальчиковая игра «Зайка и ёжик».
3.Оригами «Зайчик».
4.Подвижная игра «Передай мяч по
кругу».
5. Нарисуй так же.
1. Массаж семенами фасоли, гороха,
бобов.
2.Пальчиковая гимнастика «Ладонь –
кулак».
3. Шнуровка.
4.Подвижная игра «Прокати мяч».
5.Раскрась одинаковые фигуры одним
цветом.
1.Массаж ладоней и пальцев рук сосновой
шишкой.
2.Пальчиковая гимнастика «Дружба».
3. Поделки из проволоки.
4. Подвижная игра «Собери шишки».
5. Дорисуй картинку (соедини линии по
пунктирам)
1. Массаж пальцев рук прищепкой.
2.Пальчиковая гимнастика «Снеговик».
3. Выкладываем из геометрических фигур.
4.Подвижная игра: перебрасывание мяча с
одной руки на другую.
5. «Ёлочка для зайчат».
Беседа,
Шарик с шипами,
практический квадратный
лист
метод, игра.
бумаги, карандаши.
Объяснение, Семена
фасоли,
игра, рассказ, тыквы,
гороха,
практический карандаши, мячи.
метод.
Беседа,
Прищепки,
практический картинки
для
метод.
прикрепления
прищепок, цветные
карандаши.
Показ,
Карандаши,
объяснение,
квадраты из белой
практический бумаги, мяч, ручки.
метод.
Игра,
Поднос с семенами,
практический шнуровки,
мячи,
метод,
цветные карандаши,
объяснение.
ручки.
Показ,
Проволока, шишки,
объяснение,
ручки.
игра,
практический
метод.
Игра,
показ
образца,
практический
метод,
Прищепки,
геометрические
фигуры,
мяч,
цветные карандаши,
ручки.
Занятие №13
Занятие №14
Занятие №15
Занятие №16
Занятие №17
Занятие №18
1. Массаж ладоней и пальцев рук Игра, беседа.
карандашом.
2.Пальчиковая гимнастика «Много мебели
в квартире»
3.Выкладывание из счётных палочек
«Мебель».
4. Подвижная игра «Собери мелкие
предметы».
5. Помоги малышам пройти по дорожкам.
6. Закрась предметы мебели
1. Массаж ладоней и пальцев рук сосновой
шишкой.
2.Пальчиковая гимнастика «Капитан».
3. Шнуровка.
4.Подвижная игра «Карусель».
3.Собери
картинку.
5.
Курочкаразрезную
и зернышки.
4.Подвижная
игравторой
«Собери
урожай».
6.
Нарисуй на
паре
носочков и
5.Обведи
по
пунктирной
линии.
рукавичек точно такой же рисунок.
6. Работа в тетради
1. Массаж ладоней и пальцев рук
прищепками.
2.Пальчиковая гимнастика «Пирог».
3.Упражнение с прищепками.
4.Подвижная игра «Передай мяч по
кругу».
5.Нарисуй также.
6. Картинка для мамы.
1.Массаж ладоней и пальцев рук грецким
орехом.
2.Пальчиковая гимнастика «Грачи».
3.Вырезывание по контуру.
4. Подвижная игра «Собери мелкие
предметы»
5.Проведи линии, не отрывая руки от
листа.
6. «Весна в лесу».
1. Массаж пальцев рук «Грачи»
2. Пальчиковая гимнастика с пробками.
3.Выкладывание из семян.
4. Подвижная игра «Кто быстрее скрутит
ленту».
5. «Проведи кораблики к островам.
6. Дорисуй картинку по пунктирным
линиям
Мелкие предметы,
счетные
палочки,
раскраски,
карандаши.
Игра, беседа, Шнуровки,
практический сосновые
шишки,
метод.
карандаши.
Беседа,
Прищепки,
практический карандаши.
метод,
образец.
мяч,
Рассказ,
Карандаши, мелкие
практический предметы, грецкие
метод.
орехи,
ножницы,
тетради.
Показ,
Пробки,
объяснение,
семена,
практический карандаши.
метод.
ленты,
1.Вытягивание.
Показ,
игра, Игра «Рыбаки», мяч,
2. Пальчиковая гимнастика «Кулачки».
практический карандаши.
3. Игра «Рыбаки»
метод.
4. Подвижная игра «Перебрасывание мяча
с одной руки на другую»
5. Продолжить линию, начиная со
стрелочки.
6. Дорисуй дождик.
Занятие №19
Занятие №20
Занятие №21
Занятие №22
Занятие №23
1.Массаж ладоней и пальцев рук
«Колодец».
2.Пальчиковая гимнастика «Дружба».
3.Складывание листов бумаги в разных
направлениях.
4.Подвижная игра «Пройти через речку».
5. Штриховка.
6. Обведи фигуры по пунктирным линиям
и раскрась, не выходя за контуры.
1.Массаж ладоней и пальцев рук грецкими
орехами.
2.Пальчиковая
гимнастика
«Классическая».
3.Вырезание по готовому контуру.
4. Подвижная игра «Кто быстрее скрутит
ленточку».
5. «Проведи кораблик к островам»
6. Помоги цыплятам собрать весь горошек.
Обведи по точкам.
1.Массаж пальчиков рук прищепкой.
2.Пальчиковая гимнастика «Мастера».
3.Волшебные ниточки.
4.Подвижная игра «Гора – дерево –
кочка».
5. Помоги рыбкам доплыть до водорослей.
6. Покажи стрелочками, что собрала
белочка в корзину, а что нужно бабушке
для супа.
1. Массаж ладоней и пальцев рук
карандашом.
2.Пальчиковая
гимнастика
«Дом
и
ворота».
3. Нанизывание бусинок разной величины
на леску.
4. Подвижная игра «Подбрасывание и
ловля мяча».
5. Обведи по точкам.
6.Соедини путь мышки к лягушке.
Соедини конфеты прямыми линиями от 1
до 8.
Беседа,
Мешочек с фасолью
практический и игрушкой, листы
метод, игра.
бумаги, карандаши.
1.Массаж ладоней и пальцев рук сосновой
шишкой.
2. Пальчиковая игра «Варим суп».
3.Обвести
трафарет
карандашом
и
выстричь.
4.Подвижная игра «Прокати мяч».
5. Дорисуй, что получится.
6. Помоги цыпленку поймать бабочек.
Показ,
Карандаши,
объяснение,
сосновые
шишки,
практический ножницы, мяч.
метод.
Рассказ,
Грецкие
орехи,
пояснение.
ножницы, ленточки,
практический карандаши.
метод, игра.
Объяснение, Прищепки, ниточки,
игра, рассказ, бархатная
бумага,
практический карандаши.
метод.
Беседа,
Бусины, леска, мяч,
практический карандаши.
метод.
Занятие №24
Занятие №25
Занятие №26
Занятие №27
Занятие №28
1. Вращение пальцев.
2.Пальчиковая
гимнастика
«Хозяйка
однажды с базара пришла».
3. Выкладываем из счетных палочек.
4.Подвижная игра «Кто быстрее скрутит
ленточку».
5.Обведи точно по линиям, не отрывая
карандаш от бумаги.
6. Штриховка.
Игра,
Счетные палочки,
практический карандаши,
метод,
ленточки.
объяснение.
1.Массаж пальцев рук «Щелчки».
Показ,
2. Пальчиковая гимнастика «Чижик- объяснение,
пыжик».
практический
3. Обвести трафарет карандашом и метод.
выстричь (матрешка).
4.Подвижная игра «Гора-дерево-кочка».
5.Дорисуй.
6.Работаем в тетради.
1.
Массаж ладоней и пальцев рук Показ,
карандашом.
объяснение,
2.Пальчиковая гимнастика «У Лариски».
практический
3. Выкладывание из семян (по замыслу детей). метод.
4. Подвижная игра «Пройти через речку».
5. «Весна в лесу».
6. Работа в тетради.
1. Массаж ладоней и пальцев рук Показ,
«Колодец»
объяснение,
2.Пальчиковая гимнастика (упражнение с практический
пробками).
метод.
3. «Собери разрезную картинку».
4. Подвижная игра «Совушка-сова».
5. Штриховка.
6. Работа в тетради.
1. Массаж ладоней и пальцев рук шариком Показ,
с шипами.
объяснение,
2. Пальчиковая гимнастика «Как у нас практический
семья большая».
метод.
3. Выкладывание из палочек.
4. Подвижная игра «Кто быстрее скрутит
ленту»
5.Проведи линию посередине дорожки.
6. Штриховка.
Беседа о том, чем занимались в течение Беседа.
Итоговое занятие года, с какой целью, что больше всего
запомнилось, каких результатов достигли.
Закрепление
гигиенических
правил
письма.
Трафареты,
ножницы,
карандаши.
Семена
фасоли,
гороха,
тыквы,
карандаши.
Пробки,
семена
фасоли, гороха в
мешочке, разрезные
картинки,
карандаши.
Шарик с шипами,
счетные
палочки,
ленты.
Карандаши.
III. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Месяц
Название
Количество часов
теория
практика
общее
0,2
0,1
0,3
Сентябрь Занятие № 1. Вводное.
Правила поведения при
письме
Занятие № 2
0,15
0,15
0,3
Занятие № 1
0,15
0,15
0,3
Занятие № 2
0,15
0,15
0,3
Занятие № 3
0,15
0,15
0,3
Занятие № 4
0,15
0,15
0,3
Занятие № 1
0,15
0,15
0,3
Занятие № 2
0,15
0,15
0,3
Занятие № 3
0,15
0,15
0,3
Занятие № 4
0,15
0,15
0,3
Занятие № 1
0,15
0,15
0,3
Занятие № 2
0,15
0,15
0,3
Занятие № 3
0,15
0,15
0,3
Занятие № 1
0,15
0,15
0,3
Занятие № 2
0,15
0,15
0,3
Занятие № 3
0,15
0,15
0,3
Февраль Занятие № 1
0,15
0,15
0,3
Занятие № 2
0,15
0,15
0,3
Занятие № 3
0,15
0,15
0,3
Занятие № 4
0,15
0,15
0,3
Занятие № 1
0,15
0,15
0,3
Занятие № 2
0,15
0,15
0,3
Занятие № 3
0,15
0,15
0,3
Занятие № 4
0,15
0,15
0,3
Занятие № 1
0,15
0,15
0,3
Занятие № 2
0,15
0,15
0,3
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Март
Апрель
Май
Занятие № 3
0,15
0,15
0,3
Занятие № 4
0,15
0,15
0,3
Занятие № 1
0,15
0,15
0,3
Итоговое занятие
ИТОГО:
4,4
4,3
0,3
9,0
Циклограмма проведения ДОД
№
1.
Продолжительность
15.15 - 15.17
Содержание
Массаж ладоней и пальцев рук.
2.
15.17 - 15.20
Пальчиковая гимнастика.
3.
15.20 - 15.27
Самостоятельное выполнение упражнений на развитие
точности координации движений пальцев рук
(нанизывание
бусинок
на
леску,
шнуровка,
выкладывание из палочек, бумажный конструктор и
т.д.)
Игры на развитие общей моторики (подвижные игры).
4.
15.27 - 15.30
5.
15.30 - 15.35
Развитие пространственной ориентировки на листе
бумаги (нарисуй так же, обведи по точкам). Развитие
графических навыков.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ.
Критерии оценки освоения программы:
Самостоятельность и результативность в достижении результата;
сила, длительность мышечного напряжения кистей рук: кисть приобретает
хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений;
планомерное исследование предмета, анализ ощущений.
Занимаясь по данной программе, воспитанники должны знать:
гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение
ручки, тетради) и соблюдать их всегда;
Воспитанники должны уметь:
правильно, определённым образом сложить пальцы при выполнении
пальчиковой гимнастики;
умение правильно держать карандаш: захват, характер линии карандаша;
проводить линии в горизонтальном положении, в ограниченной плоскости:
между линейками, точно располагать линии фигуры, ориентируясь на клеточках;
выполнять штриховку, соблюдая правила штриховки;
ориентироваться в тетради, на странице, на строке;
писать палочки вертикальные, горизонтальные, наклонные;
писать зрительные и слуховые диктанты.
Характеристика уровней освоения программы.
Уровни
Низкий
Средний
Высокий
Показатели
Выполнение пальчиковых упражнений, работа с мелким
материалом, ориентировка на листе бумаги с помощью
воспитателя.
Способность самостоятельно выполнять пальчиковые
упражнения, работать с мелким материалом, вызывает
затруднения ориентировка в пространстве листа.
Способность самостоятельно выполнять пальчиковые
упражнения, работать с мелким материалом, ориентироваться на
листе бумаги
V. СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Чтобы проверить в какой степени ребёнок овладел тем или иным умением, целесообразно проводить контрольное
обследование. Это позволит оценить динамику развития ребёнка, спланировать дальнейшую работу с учётом дополнительных
занятий для формирования необходимых навыков.
Схема обследования мелкой моторики рук.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11
12
13
14
Разделы
обследования
Кинестетический
праксис:
«Кольцо»
«Коза»
«Три богатыря»
«Заяц»
«Солдатики»
«Вилка»
Кинетический
праксис
Рисование:
прямая линия
круг или овал
прямоугольник
ломаная линия
Работа с бумагой:
вырезание
обрывание
Игровое
упражнение: по
картинке + по
объяснению
Тактильные
ощущения:
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Узнавание качества
Узнавание формы
Узнавание предмета
Сила тонуса:
Сжатие рук
взрослого двумя
руками
Сжатие рук
взрослого одной
рукой
Разрыв натянутого
листа бумаги
Координация
движений
Вдеть нитку в
иголку
Ладонь - реброкулак
«Коза-Заяц»
Показ упражнений
по образцу
Обследование
щепоти
Захват карандаша
«Посолим суп»
Катание шарика
Количество баллов
Группа
Мониторинг ДОД.
Высокий
Средний
Низкий
Мелкая моторика развита
хорошо
Мелкая моторика развита
недостаточно. Щепоть
ведущей руки не развита
Мелкая моторика развита
плохо. Слабая
переключаемость от
напряжения мышц руки к
расслаблению и наоборот.
VI. СПИСОК СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Методическое обеспечение
Для успешной реализации программы необходимо оборудование, методические
пособия.
Для изложения теоретических вопросов используются такие методы работы:
- рассказ, сопровождающийся показом;
- беседа;
Практическая работа включает:
• объяснение воспитателя;
• самостоятельное выполнение упражнений;
• подвижные игры;
работа в тетрадях
Условия для проведения занятий
Для работы кружка необходимо достаточно светлое, просторное помещение, с
хорошей вентиляцией. Столы должны стоять так, чтобы на них падало как можно
больше естественного света, причём свет должен падать спереди, слева. В
помещении кружка должны быть шкафы для хранения оборудования, методической
литературы.
Материальное обеспечение.
1. Мольберт.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Мебель, соответствующая росту детей.
Мешочки с фасолью, горохом, бобами.
Шарики с шипами.
Круглые расчески.
Грецкие орехи.
Леска, бусины.
Бельевые прищепки.
Ручки, простые и цветные карандаши.
VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога
1. Алексеевская Н.А. Озорной карандаш.- М.: Лист, 1998.
2. Безруких М.М., Филлипова Т.А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики. –
М.: Дрофа, 2000.
3. Гаврина С.Ю., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. Развиваем руки
– чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль: Академия развития,
2000.
4. Голубина Т.С. Чему научит клеточка. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
5. Зиганов М.А. Учимся читать и считать. Готовим ребёнка к школе.- М.: АСТПРЕСС, 1997.
6. Нефедова Е.А., Уварова О.В. Готовимся к школе.
7. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.
Москва, Издательство «Родничок», 1999.
8. Синицина Е.И. Умные пальчики. Пособие для воспитателей и родителей .М.:Лист, 1999.-144с,ил.
9. Филлипова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. СанктПетербург: «Детство-Пресс», 1999.
10. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.
Для детей
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Готовим руку к письму. Штриховка – дорисовка для детей 4-5 лет.
Для детского сада. Прописи с упражнениями. «Омега».
Для детского сада. Прописи. Обводим и рисуем правильно.
Для дошкольников. Прописи 3-5 лет. Готовим руку к письму. Дорисовка.
Первые прописи. Первые шаги.
Проверяем знания дошкольника. Тесты для детей. 4 года.