МУ «Управление образования Администрации Катайского района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида «Мечта»
Принята на педагогическом совете
МБДОУ Детский сад «Мечта»
Протокол № 1
от «31» августа 2023
Утверждаю
Заведующий
МБДОУ Детский сад «Мечта»
Н.Н. Ваулина /_________/
«31» августа 2023 г.№ 34
Программа дополнительного образования социально-педагогической
направленности «Развиваемся, играя»
Возраст воспитанников: 6 – 7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель: Ильиных Т.В.
Педагог дополнительного образования
г. Катайск,
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Направленность Социально-педагогическая
программы
Актуальность
Развитие познавательных функций является традиционным
программы
направлением работы психолога в детском саду. Оно предполагает
стимуляцию познавательной активности как средства формирования
устойчивой
познавательной
мотивации;
развитие
внимания
(устойчивости, концентрации, повышения объема, переключения,
самоконтроля
и
устойчивости,
смысловой
слухового),
т.д.);
развитие
формирование
памяти);
приемов
развитие
пространственных
сенсомоторной
памяти
координации;
(расширение
запоминания,
восприятия
и
объема,
развитие
(пространственного,
временных
представлений,
формирование
мыслительной
деятельности: стимуляцию мыслительной активности, формирование
мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, выделения
существенных признаков и закономерностей), развитие элементарного
умозаключающего мышления и гибкости мыслительных процессов.
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для
формирования необходимых психических функций и социально
значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы
будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его
познавательных возможностей.
Все это делает особо важным участие психолога в проведении
развивающей работы с детьми. Данный комплекс занятий представляет
собой целостную программу с четко выделенными целями и
структурой построения занятий.
дошкольной
педагогики
интеллектуальных
и
Одной из актуальных проблем
является
эффективное
познавательных
развитие
способностей
дошкольников. Чтобы развитие интеллекта дошкольников происходило
2
успешно, педагоги должны четко учитывать все характерные для этого
возраста особенности.
Использование развивающих игр в педагогическом процессе
позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от
привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности,
организованной взрослым или самостоятельной. Они важны и
интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны
и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом,
который способен удовлетворить ребенка в моторной активности,
движении,
помогает
детям
использовать
счет,
контролирует
правильность выполнения действий. Значимость развивающих игр для
развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность
позволяет использовать их для решения указанной проблемы - развитие
интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного
возраста.
Отличительные
особенности
Отличие дополнительной программы «Развиваемся, играя!» от
уже существующих программ по развитию психических процессов
детей дошкольного возраста заключается в том, что она развивает все
психические процессы и позволяет в каждом ребенке воспитывать
уверенность в своих силах.
Нововведением
программы
по развитию креативного,
является
пространственного
включение
мышления
заданий
(задания
повышенной сложности).
Содержание
программы
В основе каждого занятия лежат игры, на развитие познавательных
процессов: память, внимание, восприятие, мышление, а также на
развитие моторики руки. В соответствии с содержанием в группе
организуется познавательно - игровая деятельность. Педагогические
мероприятия содержат познавательный материал, соответствующий
возрастным особенностям детей.
Адресат
программы
Программа рассчитана на детей 6 – 7 лет. Количество учащихся в
3
группе 15 – 20 человек.
Срок
1 год
реализации
(освоения)
программы
Объем
Форма обучения: групповая. Объем программы: 27 часов в год. Режим
программы
занятий: 1 раз в неделю.
Программа
1. ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской
разработана с
Федерации».
учетом
нормативных
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. № 196 «Об
документов:
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017г.
№ 816 о порядке применения, осуществления образовательной
деятельности с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий.
4. Концепция развития дополнительного образования от 04.09.2014 г.
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) –
письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания
детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от
18.11.2015 № 09-32-42.
6. Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.
7. Методические
рекомендации
по
разработке
дополнительных
общеобразовательных (общеразвивающих) программ в Курганской
области от 21.07.2017 г.
4
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Развиваемся, играя» включает в себя материалы основной
общеобразовательной
программы
«Радуга»
под
редакцией
С.Г.
Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Дороновой.
Цель и задачи
программы,
планируемые
результаты
Цель:
1.2. Цели и задачи программы
коррекция и развитие познавательной
подготовительной группы,
сферы
детей
создание условий для естественного
психологического развития детей.
Задачи:
Обучающие:
1. Формировать
у
дошкольников
с
помощью
развивающих
игр
мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация,
абстрагирование.
2. Формировать умения обдумывать и планировать свои действия,
осуществлять решение в соответствии с заданными правилами,
проверять результат своих действий.
3. Расширять словарный запас и общий кругозор детей.
4. Развивать
такие
качества,
как
наблюдательность,
воображение,
фантазию, творческое начало.
Развивающие:
1. Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность,
познавательную мотивацию дошкольников.
2. Развивать умение видеть временные рамки своей деятельности,
ориентироваться
в
пространстве,
понимать
и
преобразовывать
предметную ситуацию.
3. Развивать графические и графомоторные навыки, крупную, мелкую
моторику и координацию движения рук.
4. Развивать мышление, память, внимание, восприятие, воображение.
5. Развить речь, умения аргументировать свои высказывания, строить
простейшие умозаключения.
5
Воспитательные:
1. Взаимодействовать с семьей (привлекать родителей к созданию
условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению
знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях, и
реализации их в повседневной жизни).
2. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями,
устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми,
видеть себя глазами окружающих.
3. Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим
(доброжелательность,
чувство
товарищества
и
т.д.),
чувства
собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной
деятельности.
О результативности проведенных занятий можно судить по
следующим критериям:
возрастающий
интерес
к
выполнению
коррекционно-
развивающих заданий для ребенка;
увеличение заинтересованности в специальных упражнениях
на развитие учебных склонностей;
повышение
уровня
активности
участников
занятий,
проявляющийся в желании сотрудничества;
повышение
уровня
заинтересованности
в
проведении
совместных дел взрослого и ребенка.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
формирование
выполняемым
стойкого
познавательного
упражнениям,
повышение
интереса
к
мотивационной
готовности дошкольников на занятиях;
улучшение навыков рисования, пространственной ориентировки
зрительно-моторной координации
улучшение процессов памяти, внимания, воображения, речи,
6
мыслительной деятельности
расширение знаний детей об окружающем мире, улучшение
коммуникативных навыков.
1.3. Рабочая программа
Учебный план. Содержание программы. Тематическое планирование.
Учебный план
№
Наименование
Всего
Практик
Форма
п/п
разделов тем
1
Вводное занятие
1
а
контроля
1
Наблюдение,
самоанализ
2
Занятие № 2
1
1
Наблюдение,
самоанализ
3
Занятие № 3
1
1
Наблюдение,
самоанализ
4
Занятие № 4
1
1
Наблюдение,
самоанализ
5
Занятие № 5
1
1
Наблюдение,
самоанализ
6
Занятие № 6
1
1
Наблюдение,
самоанализ
7
Занятие № 7
1
1
Наблюдение,
самоанализ
8
Занятие № 8
1
1
Наблюдение,
самоанализ
9
Занятие № 9
1
1
Наблюдение,
самоанализ
10
Занятие № 10
1
1
Наблюдение,
самоанализ
11
Занятие № 11
1
1
Наблюдение,
самоанализ
12
Занятие № 12
1
1
Наблюдение,
7
самоанализ
13
Занятие № 13
1
1
Наблюдение,
самоанализ
14
Занятие № 14
1
1
Наблюдение,
самоанализ
15
Занятие № 15
1
1
Наблюдение,
самоанализ
16
Занятие № 16
1
1
Наблюдение,
самоанализ
17
Занятие № 17
1
1
Наблюдение,
самоанализ
18
Занятие № 18
1
1
Наблюдение,
самоанализ
19
Занятие № 19
1
1
Наблюдение,
самоанализ
20
Занятие № 20
1
1
Наблюдение,
самоанализ
21
Занятие № 21
1
1
Наблюдение,
самоанализ
22
Занятие № 22
1
1
Наблюдение,
самоанализ
23
Занятие № 23
1
1
Наблюдение,
самоанализ
24
Занятие № 24
1
1
Наблюдение,
самоанализ
25
Занятие № 25
1
1
Наблюдение,
самоанализ
26
Занятие № 26
1
1
Наблюдение,
самоанализ
27
Занятие № 27
1
1
Наблюдение,
8
самоанализ
Содержание
программы
ИТОГО
Диагностика
27
Включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце
года) диагностику познавательных процессов.
Характерная особенность занятий:
комплексность (занятие объединено общим сюжетом);
игровая форма (игры, игровые упражнения и творческие игровые
задания);
доброжелательная
творческая
атмосфера
(ребѐнок
может
высказывать свои мысли в слух, не боясь того, что его осмеют или
подвергнут критике.
на занятиях соблюдаем правило «Не критикуй!»
Учимся видеть в высказывании, рисунке крупицу оригинального,
чтобы
ребѐнок
постоянно
чувствовал
удовлетворение
от
сделанного).
Задачи по разделам
1. Психогимнастика.
Проигрывание различных социальных ролей для формирования
положительных нравственных качеств.
Развивать умение общаться как со сверстниками, так и со
взрослыми
на
основе
познавательного
материала:
коротких
сообщений о жизни животных, об особенностях характера человека и
т. д.
2. Психотехнические игры.
9
Развивать умение понять другого, встать на его точку зрения.
3. Развитие воображения, образного мышления через нахождение
различных образов в бесформенных пятнах, рисунках, установлении
ассоциативных
цепочек
между
разнообразными
объектами (предметами, явлениями и т. д.).
4. Развитие речи.
Пальчиковые
разминки
Игры: «Заблудилась
картинка»
буква»,
«Скажи
с
использованием
«Прошагай
слово»,
скороговорок.
«Сюжетная
наоборот», «Почемучка», «Сюжетная
картинка», «Кто ты здесь?», «Заблудившийся рассказчик» и т. д.
5. Развитие памяти.
Развитие зрительной памяти: умение сравнивать и находить
отличия между двумя и более объектами, восстанавливать по памяти
ранее увиденное (схемы, чертежи, картины, ситуации и т. д.,
создавать необычные зрительные образы для запоминания нужной
информации.
Развитие тактильной памяти: умения узнавать на ощупь
различные геометрические фигуры, природные и искусственные
объекты, через тактильные ощущения воссоздать образ объекта.
Развитие слуховой памяти: умение запоминать информацию
на слух.
Игры: «Запомни и нарисуй», «Определи на ощупь», «Чудесные
слова», «10 слов», «Рассказываем сказку», «Слушай хлопки,
«Запомни точки»» и т.д.
6. Развитие непроизвольного и произвольного внимания.
Игры: «Дорожки», «Пожалуйста», «Запрещенное движение», «руки
соседа», «Зверь, птица, небылица», «Огоньки», «Внимание! Угадай–
ка» и т. д.
7. Развитие логического и пространственного мышления.
Систематизация объектов по функциям и свойствам: умение
10
продолжить логический ряд, нахождение в отличающихся друг от
друга объектах общих свойств, качеств, признаков и т. д.
Игры: «Волшебный круг», «Никитинские игры», «ДА – НЕТ –
ки», «Что
из
чего», «Что
лишнее», «Муха», «Мысленный
рисунок», «Близнецы».
8. Формирование коммуникативных способностей.
Укрепление и поддержание психологического здоровья детей как
целостного состояния личности, создание безопасной атмосферы,
которая содействовала бы эмоциональному комфорту для каждого
воспитанника.
Игры: «Зеркала», «Запрещенное движение», «Возьмемся за руки,
друзья», «Рисунок на спине», «Секрет» и т.д.
9. Развитие мотивации дошкольников – углубление интереса к
человеку, его внутреннему миру, формирование гуманистической
направленности
поддержка
уровня
поведения,
формирование
ростков «нравственной
самовосприятия
основ
духовности,
одаренности».
Повышение
дошкольников,
формирование
у
них
позитивной Я – концепции.
Игры:
«Соберем портфель», «Кот и лодыри», «Что я знаю о
школе?» и т.д.
Мотивационный компонент представлен в занятиях в виде:
игрового преподнесения заданий;
подкрепление положительного отношения к занятиям;
закрепления образцов ролевого поведения;
формирования чувства уверенности.
Форма организации - групповая (численность 15 человек). Во время
занятий дети сидят за столами для выполнения письменных заданий.
Принцип комплектования: в каждую группу включаются дети с
11
различным уровнем развития, с акцентуацией различных проблем, с
тем, чтобы дети помогали друг другу в приобретении новых
психологических навыков.
Форма проведения занятия: игровая.
Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном
возрасте является игра, поэтому программа строится на основе
игровых упражнений, направленных, в первую очередь на обеспечение
психологической комфортности при переходе ребенка из ДОУ в школу.
Игра является
эффективной
формой
психического развития ребенка
коррекции
дошкольного
возраста. Игра обеспечивает положительную мотивацию для участия в
коррекционно - развивающей работе и создает наилучшие условия для
воссоздания самых различных отношений и связей, в которые вступают
дети в реальной жизни. Положительная мотивация открывает широкие
возможности целенаправленного формирования различных сторон
психической деятельности.
Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным
содержанием.
Структура группового занятия:
Ритуал приветствия
Разминка
Основное содержание занятия
Рефлексия
Ритуал прощания
Ритуалы приветствия - прощания - позволяют сплачивать детей,
создавать атмосферу группового доверия и принятия.
Разминка - средство воздействия на эмоциональное состояние детей,
уровень
их
активности;
выполняет
функцию
настройки
на
12
продуктивную групповую деятельность (активизировать, либо снять
чрезмерное, возбуждение).
Основное содержание занятия - на эту часть приходится значительная
нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, игры, упражнения,
направленные на развитие и частичную коррекцию психологической
готовности ребенка к обучению.
Рефлексия занятия - ретроспективная оценка в двух аспектах:
эмоциональном (понравилось - не понравилось, было хорошо - плохо и
почему);
смысловом (почему это важно, зачем мы это делаем).
Основные процедуры: - игры на развитие психических процессов,
коммуникативных
навыков,
элементы
продуктивных
видов
деятельности.
Тематическое
планирование
Месяц
Занятие
Октябрь
Занятие № 1
Цель
Развитие произвольного внимания,
запоминания, логического мышления,
речи
Занятие № 2
Развитие координации кисти руки,
мелкой моторики пальцев, точность
движения, дифференцированного
восприятия, аналитико-синтетической
деятельности
Занятие № 3
Развитие творческого воображения,
зрительного восприятия, моторной
координации кисти руки, мелкой
моторики пальцев.
Занятие № 4
Развитие идентификации,
мыслительных операций (обобщение,
классификация), аналитико13
синтетической деятельности, умения
устанавливать причинно-следственные
связи, произвольного запоминания
посредством придумывания рассказа.
Ноябрь
Занятие № 5
Развитие целенаправленного
внимания, зрительной памяти,
логического мышления, речи,
активизация словарного запаса,
воспитание способности к
согласованному взаимодействию.
Занятие № 6
Развитие слухового внимания,
образного мышления, мелкой
моторики, воображения, развитие
способности к волевому управлению
поведением.
Занятие № 7
Развитие способности быстро
переключать внимание, развитие
логического мышления, слуховой
памяти, восприятия, воспитание
выдержки и волевого усилия
Занятие № 8
Развитие восприятия, мышления,
воображения, мелкой моторики,
эмоционально-выразительных
движений, произвольности,
самоконтроля, волевых усилий.
Декабрь
Занятие № 9
Выработка стиля группового
взаимодействия; развитие образных
представлений, зрительного
восприятия, наблюдательности,
умения согласовывать совместные
14
действия в игровой ситуации
Занятие № 10
Развитие образных представлений,
зрительного восприятия,
наблюдательности, тактильной
чувствительности, персептивных
действий, творческого воображения
Занятие № 11
Развитие восприятия, творческого
воображения, умения запоминать
многокомпонентную инструкцию,
выполнять задание в соответствии с
правилами, стимулирование
мышечной системы рук, двигательной
ловкости пальцев
Занятие № 12
Развитие образных представлений,
зрительного восприятия,
наблюдательности, крупной и мелкой
моторики, формирование
комбинаторных способностей,
стимулирование аналитикосинтетической деятельности
Январь
Занятие № 13
Развивать координации кисти руки,
мелкой моторики пальцев, точность
движения, дифференцированного
восприятия, аналитико-синтетической
деятельности
Занятие № 14
Развивать координации кисти руки,
мелкой моторики пальцев, точность
движения, дифференцированного
15
восприятия, аналитико-синтетической
деятельности
Занятие № 15
Развитие творческого воображения,
дифференцированного восприятия,
мелкой моторики пальцев,
координации движений кисти руки,
коммуникативных способностей
Февраль
Занятие № 16
Развитие творческого воображения,
дифференцированного восприятия,
мелкой моторики пальцев,
координации движений кисти руки,
коммуникативных способностей.
Занятие № 17
Развитие сообразительности,
наглядно-образного мышления,
перцептивных действий обнаружения,
различения, мыслительных операций
(обобщение, группировка,
классификация), внимания, памяти,
речи.
Занятие № 18
Развитие идентификации,
мыслительных операций (обобщение,
классификация), аналитикосинтетической деятельности, умения
устанавливать причинно-следственные
связи, произвольного запоминания
посредством придумывания рассказа.
Занятие № 19
Развитие творческого воображения,
дифференцированного восприятия,
мелкой моторики пальцев,
16
координации движений кисти руки,
коммуникативных способностей,
памяти, внимания, логического
мышления, речи.
Март
Занятие № 20
Развивать координации кисти руки,
мелкой моторики пальцев, точность
движения, дифференцированного
восприятия, аналитико-синтетической
деятельности
Занятие № 21
Развитие творческого воображения,
зрительного восприятия, моторной
координации кисти руки, мелкой
моторики пальцев
Занятие № 22
Развитие устойчивости внимания,
произвольного запоминания
посредством приема группировки,
наглядно-образного и словеснологического мышления,
сообразительности
Занятие № 23
Развитие произвольного внимания и
памяти, логического мышления,
образных представлений, речи
Апрель
Занятие № 24
Развитие произвольного внимания,
запоминания, логического мышления,
речи. Обучение отреагированию
эмоций в конфликте; формирование
адекватных форм поведения
Занятие № 25
Развивать логическое мышление,
любознательность, произвольную
17
память и внимание
Занятие № 26
Развитие произвольной памяти и
внимания, логического мышления,
речи, волевых процессов.
Занятие № 27
Развитие произвольной памяти и
внимания, логического мышления,
воли, умения действовать согласно
правилу. Помочь ребенку поверить в
свои силы.
Условия
эффективной
реализации
условий
2. Комплекс организационно-педагогических условий
Для работы необходимы:
- группа для занятий
- столы и стулья по количеству детей
- раздаточный материал, дидактический материал
- развивающие игры, мяч, счетные палочки
- бумага
- цветные, простые карандаши
- проектор, компьютер
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Формы
текущего
Диагностика уровня знаний, умений и навыков осуществляется 2 раза:
контроля/
промежуточной
Входящая
аттестации
Итоговая
Цель
педагогической
диагностики
(мониторинга):
оценка
индивидуального развития детей.
Периодичность педагогической диагностики (мониторинга): сентябрь,
май.
Начальная диагностика: выявление уровня развития познавательных
процессов дошкольников.
Итоговая диагностика: проводится в конце учебного года, помогает
выявить динамику развития дошкольников и сравнить с уровнем
18
развития на начало учебного года.
Этапы педагогического контроля:
Сроки выполнения – вид контроля.
1. Входящий – сентябрь
2. Итоговый – май.
Объект контроля:
В течение учебного года педагог ведет индивидуальное наблюдение
за развитием каждого воспитанника. Занятия не предполагают
отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять
различные критерии такие как:
- освоение практических умений
- оценка законченной работы
Методические
материалы
- участие в конкурсах и т.д.
Освоение материала в основном проходит в процессе практических
знаний. Для поддержания постоянного интереса воспитанников к
занятиям
используются
разнообразные
методы
работы.
При
составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные
особенности детей, степень их подготовленности.
Методы работы:
Игровой
метод
(дидактические
игры,
подвижные
игры,
сюрпризный момент, игровые упражнения, игры-соревнования).
Наглядный
метод
(демонстрация
дидактических
пособий,
предметов, иллюстраций, показ приемов выполнения задания).
Словесный
метод
(беседа,
объяснение,
использование
художественного слова, поощрение).
Практический метод (графические упражнения, предметно-
практическая
деятельность,
проблемно-поисковая
деятельность,
ориентировочно-исследовательская деятельность).
Занятия включают следующие методы обучения:
этюды;
19
упражнения (творческого
характера);
игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные,
музыкальные, компьютерные;
дидактические, развивающие игры;
беседы, беседы – диспуты;
импровизации;
моделирование и анализ заданных ситуаций;
дискуссии;
свободное и тематическое рисование;
аутотренинги (с использованием стихов, записи звуков природы,
релаксационной музыки).
и
подражательно-исполнительного
Результативность данной программы зависит от соблюдения
следующих принципов:
-
Систематическое
концентричности,
т.е.
проведение
занятий
последовательного
с
учетом
развития
по
принципа
спирали
сенсорного восприятия, сенсомоторики и графических навыков у детей,
с увеличением запаса приобретенных умений.
- Обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к
каждому ребенку.
-
Создание условий для самостоятельной деятельности и свободе
выбора детей.
- Обеспечение принципа соразмерности, т.е. соответствия игровых
заданий возрасту и уровню развития детей.
- Создание эмоционально-благополучного климата для детей на
занятиях.
Список
литературы
1. Г.А Широкова, Е.Г. Жадько. Практикум для детского психолога. –
Ростов-на-Дону, 2004г.
2. Психология: средний и старший дошкольный возраст. Разработки
20
занятий. Сост. М. М. Миронова. – Волгоград, 2006г.
3. Т.В. Модестова. Экспресс – программа подготовки и развития. –
С.-П., 2005г
4. Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. Психология социальной
одаренности. /М.: Линка - Пресс 2009.
5. Е.О. Севостьянова. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5 –
7 лет. Индивидуальные занятия, игры, упражнения. – М., 2005г.
6. Ильина М. Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и
тесты.- СПб: Дельта, 1998. - С. 4-9.
7. Л. В. Тихомирова. Познавательные способности. Дети 5-7 лет.
/Академия развития. Ярославль, 2000г.
8. Л. Ф. Симонова. Память. Дети 5-7 лет.
9. Л. Ф. Тихомирова. Логика. Дети 5-7 лет.
10. Л.В. Чернецкая. Психологические игры и тренинги в детском
саду. – Ростов-на-Дону, 2005г.
11. Н. В. Клюева, Ю. В. Филиппова. Общение. Дети 5-7 лет.
/Академия развития, Ярославль, 2001г.
12. Н. Л. Кряжева. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет.
/Академия развития, Ярославль, 2000г.
Оценочные
материалы
(приложения)
Т ес т «В н им а н ие »
Методика предназначена для диагностики устойчивости внимания. Испытуемому предъявляется таблица, в которой красным, синим и
черным цветом написаны цифры от 1 до 10. Сначала ребенку предлагается отыскивать, называть вслух и показывать пальцем цифры
красного цвета в порядке их возрастания. Время выполнения задания
засекается по секундомеру. Секундомер включается в тот момент,
21
когда ребенок покажет цифру один.
Аналогично выполняются задания с цифрами синего и черного
цвета. По суммарному времени, затраченному на поиск цифр всех 3-х
цветов, судят об уровне устойчивости внимания ребенка. Прежде чем
диагностировать ребенка по данной методике, психолог должен
убедиться в том, что дошкольник знает правописание цифр в пределах
десятка.
Инструкция испытуемому:
"А сейчас мы с тобой поиграем в другую игру. Посмотри вот
сюда (показывает таблицу с цифрами). Здесь написаны цифры от 1 до
10. Но одни цифры красного цвета, другие – синего и черного. Тебе
нужно будет отыскать цифры по порядку от 1 до 10, показывать их
пальцем и произносить вслух. А теперь начинай показывать и
произносить вслух цифры красного цвета". Аналогично выполняется
задание с синими и черными цифрами.
Время, затраченное на выполнение каждого задания, фиксируется
в протоколе.
Обработка результатов:
Подчитывается суммарное время (в секундах), затраченное на
выполнение всех трех заданий и по таблице переводятся в st.
Таблица перевода «сырых» баллов в St.
St
Суммарное
время
в
секундах
9
43 и
мен
ьше
8
7
6
5
4
44-
52-
63-
75-
91-
51
62
74
90
108
3
2
109 131
-
-
130 136
1
157
и
боль
ше
22
Т ес т «С лу хов ая п ам я ть »
Методика предназначена для исследования уровня развития
слуховой кратковременной памяти ребенка на слова.
В
методике
использованы
задания
на
запоминание
и
последующее воспроизведение слов за ограниченное время. Ребенку
дважды зачитываются по 7 слов. Каждая группа слов зачитывается
психологом с интервалом в 1 секунду. После этого испытуемому дается
30 секунд на воспроизведение каждой группы слов в любом порядке.
Перед каждым зачитыванием групп слов проводится
эмоциогенное
инструктирование.
Первая инструкция испытуемому:
«Давай с тобой немножко поиграем в слова. Я тебе медленно
прочту 7 слов, а ты постарайся их запомнить, а потом в любом
порядке повторить вслух. Будь внимателен! Кто внимательно
слушает, тот хорошо запоминает. Внимание! Слушай и запоминай
слова».
Вторая инструкция испытуемому:
«Молодец! Ты хорошо запоминаешь! Давай попробуем еще раз.
Постарайся теперь запомнить больше слов, чем в первый раз.
Постарайся теперь запомнить больше слов, чем в первый раз. Будь
внимателен! Кто внимательно слушает, тот хорошо запоминает.
Внимание! Слушай и запоминай слова».
Примерные варианты слов для запоминания ребенком:
1-ая серия: грусть, гора, парк, улыбка, свет, город, боль, сад, роза, горе
2-ая серия: окно, лист, песок, гром, труба, палка, нитка, радость, ночь,
23
шар.
Обработка
результатов
Подсчитывается общее число правильно воспроизведенных слов
и по таблице переводится в st. Результаты обследования заносится в
протокол.
Таблица перевода «сырых» баллов в st:
St
Количество
правильно
воспроизвед
ѐнных слов
9
8
7
6
5
4
3
2
10
9
8
7
6
5
4
11 и
боль
ше
1
3и
мен
ьше
Тест «Зрительная память»
Методика предназначена для диагностики уровня развития у
ребенка зрительной памяти.
Испытуемому показывают изображение 9-ти геометрических фигур, имеющих различную конфигурацию. Ребенок должен посмотреть
на них и запомнить их форму. Затем ему показывают бланк с 20-ю
геометрическими фигурами, среди которых ребенок в течение 20 секунд должен отыскать те фигуры, которые он запомнил. После этого
дошкольнику предлагается выполнить аналогичное задание, но с
другими геометрическими фигурами.
Инструкция испытуемому:
''Теперь мы с тобой поиграем в другую игру. Посмотри внимательно на эти фигуры (показывается 1-я серия из 9 фигур) и постарайся запомнить, как они выглядят. Как запомнишь, скажи мне об
24
этом вслух. (Выдерживается пауза до тех пор, пока ребенок не скажет,
что он запомнил. После этого бланк с 9-ю фигурами убирается.
Испытуемому показывается бланк с 15-ю фигурами). А теперь покажи
мне пальчиком те фигуры, которые ты запомнил".
С момента начала показа ребенком первой фигурки включается
секундомер. Аналогично предъявляется 2-я серия из 9-ти фигур. По
завершении работы с тестом, психолог вместе с ребенком проверяет
правильность воспроизведения фигурок, после чего обязательно
проводится эмоциогенная поддержка испытуемого: "Молодец!
Ты
хорошо выполнил задание, у тебя хорошая память".
Обработка результатов:
Подсчитывается
суммарное
количество
правильно
воспроизведенных фигур, результаты заносятся в протокол и по
таблице переводятся в st.
Таблица перевода «сырых баллов» в st:
St
Общая сумма
правильно
воспроизводи
мых фигур
9
8
7
6
5
4
3
2
16 и
боль
1
5и
15
14 –13
12
11
10
9–8
7 –8
ше
мень
ше
Т ес т К у г л ер а
Выявляет степень сформированности зрительно – моторной
координации и произвольности.
Форма проведения: Групповая.
Материалы: Каждому ребенку предлагается образец с фигурами,
чистый лист (1/2 листа формата А-4) и простой карандаш.
25
Инструкция: «Ребята, посмотрите на этот листок (держит В
руках образец). Здесь нарисованы фигуры. Сколько здесь фигур, посчитайте (семь). Сейчас вы будете рисовать точно такие же фигуры,
их должно получиться семь. Начинайте сверху, с первой фигуры. Какая
первая фигура? (квадрат). Будьте внимательны! Если кто-то сделает
ошибку, но сам найдет ее и исправит, то это ошибка засчитываться
не будет. Начинайте работать! Каждый работает сам!»
Примечание: Каждый ребенок работает за отдельным столом.
Время работы не ограничивается.
Обработка результатов: За каждую правильно выполненную
фигуру дается 1 балл, за сложную фигуру с небольшой погрешностью 0,5 балла.
Таблица перевода «сырых баллов» в st
St
9
8
7
6
5
4
3
2
1
«Сырой балл»
7
6,5
6
5,5
4,5 - 5
4
3,5
2,5 - 3
0-2
Т ес т пр о ст ы х по ру ч е н ий
Тест диагностирует уровень развития саморегуляции, организации деятельности, отдельные свойства внимания.
Форма проведения: Групповая.
Примечание: Каждый ребенок сидит за отдельным столом. На
выполнение теста даѐтся 5 – 7 минут. Текст поручений зачитывается в
обычном темпе. Каждое задание зачитывается только один раз, повтора
не допускается.
Инструкция: «Ребята, сейчас я буду давать вам поручения.
Будьте внимательными и сообразительными! Нужно выполнить
26
каждое поручение быстро и без ошибок. Перед вами восемь квадратов,
Каждое поручение
нужно выполнять в одном квадрате. После
команды «стоп» нужно закончить задание и перейти к следующему.
Если вы сделаете случайную ошибку, можете еѐ аккуратно
исправить».
Задайте детям вопросы, чтобы убедиться, что они точно поняли
инструкцию.
Текст поручений:
1. В первом квадрате напишите первую букву слова «АРБУЗ» и
проведите линию под буквой.
2. Во втором квадрате поставьте в треугольнике точку и поставьте
рядом с треугольником цифру «ОДИН».
3. В третьем квадрате обведите в кружок первую букву слова и
зачеркните последнюю.
4. В четвертом квадрате соедините правый верхний угол и левый
нижний угол квадрата.
5. В пятом квадрате разделите пополам маленький квадрат и
поставьте кружок в большом.
6. В шестом квадрате синим карандашом (выделить интонацией)
нарисуйте треугольник и красным карандашом поставьте точку рядом с
треугольником.
7. В седьмом квадрате (простым карандашом) поставьте крестик в
большом треугольнике и соедините два треугольника одной линией.
8. В восьмом квадрате соедините две точки и под линией нарисуйте
квадрат.
Обработка результатов:
За каждое правильно выполненное поручение присуждается один
балл. При выполнении части поручения или незначительном искажении
балл не присуждается.
27
от 0 – 4 баллов: ниже нормы
от 4 баллов и выше: норма
28
29