Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида «Мечта»
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБДОУ Детский сад «Мечта»
(протокол от 31.08.2023 № 1)
УТВЕРЖДЕНО
приказом МБДОУ Детский сад «Мечта»
Н.Н.Ваулина_______от 31.08.2023 № 34
ПРОГРАММА
дополнительного образования с одаренными
детьми
по психологической подготовке детей к обучению
в школе
«УМНИКИ И УМНИЦЫ»
Автор-разработчик: Т.В. Ильиных,
педагог-психолог МБДОУ Детский сад «Мечта»
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1. Комплекс основных характеристик Программы
1.1.Пояснительная записка (концептуальные подходы к построению Программы)
1.2.Направленность Программы
1.3.Новизна программы
1.4.Актуальность, педагогическая целесообразность
1.5.Цели и задачи реализации Программы
1.6.Принципы реализации Программы
1.7.Сроки реализации Программы
1.8.Планируемые результаты Программы
2. Комплекс организационно - педагогических условий
2.1.Материально-технические условия
2.2.Учебный план
2.3.Рабочая программа модуля «Развитие мелкой моторики»
2.4.Рабочая программа модуля «Развитие познавательных процессов»
2.5.Календарно-тематическое планирование
2.6.Методические рекомендации
3. Диагностика
3.1.Список литературы
3.2.
Приложение № 1 (Диагностические задания по модулю «Развитие мелкой
моторики»)
3.3. Приложение № 2 (Диагностические задания по модулю «Развитие
познавательных процессов)
2
Паспорт Программы
Наименование Программы
Программа дополнительного образования
по психологической подготовке детей к
обучению в школе «УМНИКИ И
УМНИЦЫ» в МБДОУ Детский сад
«Мечта»
Уровень утверждения
Программа
утверждена
приказом
заведующего от 31 августа 2023 г. № 34
Уровень рассмотрения
Программа рассмотрена на заседании
педагогического совета (протокол № 1 от
31.08.2023 г.
Полное наименование организации
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение Детский сад
общеразвивающего вида «Мечта»
Разработчики программы
Программа
разработана
педагогомпсихологом МБДОУ Детский сад «Мечта»
Ильиных Татьяной Васильевной
Наименование населенного пункта
Курганская
область,
Катайский
муниципальный округ, г. Катайск
3
1.1. Пояснительная записка (концептуальные подходы к построению
Программы)
Проблема выявления и дальнейшего развития одаренных детей вызывает
огромнейший интерес во всем мире. Необходимость выявления и поддержки одарѐнных
детей является одним из приоритетных направлений образовательной деятельности. В
последние годы работа с одарѐнными детьми выделяется в разряд приоритетных
направлений, как на уровне общества, так и на уровне государства. В центре внимания
общества находится проблема развития творческого потенциала одаренных детей.
Важной задачей современного образования в России является сохранение и развитие
потенциала человека.
Вопросы обучения и воспитания одаренных детей имеют важное общественное
значение: талантливый человек — особая ценность для общества. Умственные и
творческие возможности ребенка, которые могут оказаться предпосылками подлинной
одаренности, не должны быть оставлены без внимания.
Самым ярким периодом для развития способностей является дошкольный возраст.
Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная
впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. «Родовыми» чертами
дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность
мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на
окружающее. Характер развития интеллектуальной и творческой одаренности в
дошкольные годы – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности
(природных задатков) и социокультурной среды, опосредованных деятельностью
ребенка (игровой, художественной, трудовой, а также личностной активностью самого
ребенка, его способности к саморазвитию. Лучшие достижения дошкольника в области
освоения окружающей жизни говорят о том, что его знания появляются в результате
сотрудничества с более компетентными взрослыми.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,
которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных
результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими
людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными,
иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких
достижений) в том или ином виде деятельности.
Исходя из этого, для развития способностей в дошкольных образовательных
учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности,
проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их
способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагогапсихолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных
направлений работы МБДОУ «Мечта», является работа с одаренными детьми, которая
является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого
потенциала личности.
В нашей стране действует Программа «Одаренные дети», направленная на
развитие личности ребенка, талантливой и одаренной. В ней говорится: «Проблема
развития и воспитания одарѐнных детей имеет важнейшее государственное значение, так
как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны,
области, района в ближайшей перспективе.
Практика работы дошкольных учреждений показывает, что воспитатели в
непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками стараются, прежде
всего, добиться хороших показателей усвоения каждым ребенком общеобразовательной
4
программы. Поэтому чаще делают упор на индивидуальную работу с отстающим
детьми, а дети с хорошим интеллектуальным потенциалом не получают должного
развития. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается
необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы
всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных
дошкольников. Подготовка ребенка к жизни в современных условиях предполагает
развитие его внутреннего потенциала в полной мере, то есть выявление и
совершенствование всех его способностей.
Дополнительная образовательная программа педагога-психолога «Умники и
умницы» с одаренными детьми разработана в соответствии с законом Российской
Федерации «Об образовании» и нормативно правовыми документами:
• ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.
№ 1155)
• СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций", утвержденным постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013
г., регистрационный № 28564).
• Учебным планом и образовательной программой МБДОУ Детский сад «Мечта»
Отличительные особенности одаренных детей
1. Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников
интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и
проявления
2. Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность
3. Испытывают радость от умственного и творческого труда
1.2. Направленность Программы
Дополнительная образовательная программа с одаренными детьми «Умники и
умницы» готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между
дошкольным и начальным общим образованием, способствует общему развитию
будущего первоклассника, его социальных и психологических функций, необходимых
для систематического обучения в школе.
1.3. Новизна Программы
Новизна и оригинальность программы состоит в том, что в соответствии с
основными
принципами
деятельностного
подхода дополнительная
образовательная программа с одаренными детьми «Умники и умницы»» включает
практически все элементы развития, обучения и воспитания ребенка. Каждое занятие это калейдоскоп игр, с участием сказочных персонажей, где варьируются различные
виды заданий, выполняемые парами, группами, индивидуально, что позволяет не
только отойти от учебной модели образовательной деятельности, но и добиться
высоких результатов в развитии познавательных процессов.
1.4.Актуальность, педагогическая целесообразность
5
Важно, чтобы ребенок, поступающий в школу, был не только зрелым в
физическом и социальном плане, но и достиг определенного уровня умственного и
эмоционального развития, поскольку учебная деятельность требует определенного
запаса знаний об окружающем мире.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном
запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей, а также в
развитии психических процессов - мышления, внимания, памяти, восприятия, речи,
воображения. Ребенок имеет запас знаний о своей семье, быте, об окружающем мире и
умеет ими пользоваться; умеет высказывать собственное суждение, делать выводы.
У дошкольников это во многом происходит стихийно, из опыта, и взрослые
часто считают, что специального обучения здесь не требуется. Но это не так. Даже при
большом количестве информации знания ребенка зачастую разрозненны и
поверхностны. Хотя логические формы мышления доступны детям 6-летнего возраста,
но не характерны для них.
Интеллектуальная готовность к школе предполагает так же формирование у
ребенка определенных умений.
Необходимо научить ребенка:
- воспринимать информационную задачу и задавать по ней вопросы;
- принимать цель наблюдения и осуществлять его;
- систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений.
В качестве предпосылок к овладению учебной деятельностью в отечественной
психологии выделяются следующие:
• Наличие познавательных и социальных мотивов учения;
• Умение ребенка работать по образцу;
• Умение ребенка работать по правилу;
• Умение ребенка слушать взрослого и выполнять его инструкцию;
• Умение ребенка обобщать.
Это основные параметры психического развития ребенка, на которые опирается
начальное обучение в школе. Если ребенок хочет учиться, умеет работать по образцу и
следовать заданному правилу, может применить правило на аналогичном задании, то
такой ребенок эффективно будет осваивать азы учения и достаточно быстро
продвигаться вперед.
Поэтому для интеллектуальной подготовки ребенка к школе взрослые должны
развивать его познавательные потребности, обеспечить достаточный уровень
мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи, и дать необходимую
систему знаний об окружающем.
В связи с этим и возникла необходимость разработать и внедрить в
образовательный процесс дополнительную образовательную программу с одаренными
детьми «Умники и умницы».
1.5. Цели и задачи реализации Программы
Цель программы: всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить
формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего первоклассника,
развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности,
которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и
положительное отношение к школе.
Основные задачи программы:
Формировать приѐмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение,
обобщение, классификация, аналогия)
6
Способствовать развитию произвольной регуляции деятельности
Развивать зрительную и слуховую память, восприятие, воображение
Развивать графические навыки и готовить руку к письму
Расширять и активизировать словарный запас, побуждать детей задавать
вопросы на интересующие темы
Совершенствовать умения и навыки (умение обдумывать и планировать
действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять
их)
Укреплять и развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к
школе, желание учиться
1.6. Система работы с
следующие принципы:
одарѐнными
детьми,
опирается
на
Принцип системности. Систематическое повышение уровня компетентности детей
дошкольного возраста, педагогов и родителей воспитанников.
Принцип психологической комфортности. Предполагает обеспечение психо эмоционального комфорта и защищенности всех участников образовательного
процесса при создании условий для их самореализации и саморазвития.
Принцип личностно – ориентированного подхода к воспитанию. Признание
уникальности, неповторимости личности каждого ребенка и неограниченных
возможностей развития личностного потенциала дошкольников.
Принцип обучения в деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а
организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают
«открытия», узнают что-то новое путѐм решения доступных проблемных задач.
Принцип единства. Он означает тесную взаимосвязь развивающей предметно –
пространственной среды, подбора теоретического и практического материала,
внедрение их в деятельность, способствующую развитию творческого и
интеллектуального потенциала дошкольников.
Принцип
новизны. Инновационность,
гибкость,
готовность
изменять
и
совершенствовать педагогическую практику, осваивать новые педагогические
технологии, способствующие развитию одарѐнности дошкольников.
Принцип открытости. Готовность дошкольного учреждения делиться
накопленным опытом с коллегами ОУ города и родителями воспитанников, открыто
обсуждать профессиональные проблемы и оказывать поддержку и помощь в их
решении, а также перенимать положительный опыт других педагогов и
образовательных учреждений.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной
образовательной программы
Программа предложена для реализации с детьми старшего дошкольного возраста
- с 5 до 7 лет. Образовательная деятельность организуется по подгруппам, количество
детей в подгруппе 10 - 12 человек.
1.7. Сроки реализации программы (продолжительность)
Решением педагогического совета устанавливаются сроки реализации
дополнительной образовательной программы с одаренными детьми «Умники и
7
умницы». В связи с этим ее реализация осуществляется в течение учебного года.
Занятия проводятся с детьми 1 раз в неделю.
Формы организации занятий:
-
фронтальная - работа со всей группой
в малых группах - работа в парах, тройках
индивидуальная
Режим и структура занятий
Занятие - является основной формой работы с детьми, продолжительность -30
минут. В занятия включены пальчиковые игры, игры и упражнения на развитие
мышления, зрительной и слуховой памяти, внимания, развития речи, восприятия;
упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения, которые позволяют
детям расслабиться.
Режим занятий
День недели
Понедельник
Пятница
Время
15.30
15.30
Возраст
5-7 лет
6-7 лет
Структура занятий по психологической подготовке детей к школе состоит из
следующих этапов:
1 часть - развитие мелкой моторики;
2 часть-развитие мышления;
3 часть-развитие речи;
4 часть-развитие памяти;
5 часть-развитие внимания;
6 часть - снятие эмоционального напряжения, релаксация.
Вначале даются игры и упражнения на развитие мелкой моторики: пальчиковые
игры, прописывание узоров, а затем букв в тетради. Далее идут игры и упражнения на
развитие познавательных процессов.
В заключительной части каждого игрового занятия проводится церемония
прощания - рефлексия. Совместное обсуждение и переживание как положительных, так
и отрицательных эмоций объединяет детей, порождает у них желание поддерживать друг
друга.
1.8.Планируемые результаты ДОП «Умники и умницы»
Реализация данной программы, по нашему мнению, обеспечит решение общих
задач подготовки ребѐнка к школе:
• возрастающий интерес к выполнению развивающих заданий для ребенка;
• увеличение заинтересованности в специальных упражнениях на развитие
познавательных процессов;
• внимание, способность к длительному сосредоточению (15-20 мин.);
• развитая речь, хорошее воображение, память и моторная ловкость;
8
• повышение уровня активности участников занятий, проявляющийся в желании
сотрудничества;
• повышение уровня заинтересованности в проведении совместных дел
взрослого и ребенка.
• включение родителей в образовательный процесс.
2. Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Материально-технические условия:
Для реализации программы имеется просторное помещение, с наличием зон для
групповой и индивидуальной работы.
Помещение оборудовано:
- музыкальным центром;
- ноутбуком;
- детскими столами, стульями;
- мягким пуфом;
- пузырьковой колонной;
- тактильной дорожкой;
- столом для пескотерапии;
- играми на стене;
- дидактическими развивающими играми
Для проведения занятий имеются:
рабочие тетради для детей;
наглядные пособия;
фонотека;
раздаточные материалы на каждого ребенка;
карточки с заданиями;
простые, цветные карандаши, фломастеры;
-
2.2.
Учебный план
1
Количество
Формы контроля
занятиймесяц год
неделя
Модуль «Развитие мелкой моторики»
1
4
27 - Качественная
оценка уровня
сформированности
умений и навыков
2
Модуль «Развитие
познавательных процессов»
№п/п
Наименование модуля
1
4
27
- Качественная
оценка
выполнения
детьми
практических
заданий
9
Рабочая программа модуля «Развитие мелкой моторики»
2.3.
Уровень мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности
к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой
моторики, умеет рассуждать логически, у него достаточно развиты память и
внимание, связная речь. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение
тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной
работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного
восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное
развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к
возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в
школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для
овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и
практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Блоки модуля:
пальчиковые игры
формирование графомоторных навыков
графические упражнения
игры с мелкими материалами ( крупа, счетные палочки и др.)
Тематическое планирование модуля
«Развитие мелкой моторики»
Название блоков
Цель
Название игр
Пальчиковые
игры
Развитие обоих
полушарий мозга и
высшей нервной
деятельности;
активизация и развитие
речи, повышение
грамотности, развитие
воображения, памяти.
«Фонарики», «Братья ленивцы»,
«Заготавливаем капусту», «Мы делили
апельсин», ' «Теремки, «Бабочки»,
«Пальчик-мальчик,
непоседа».«Птица», «Гости», «У
девочек, у мальчиков», «Гости»,
«Шалун», «Моя семья», «Флажок»,
«Домик», «На двери висит замок»
Формирование
графомоторных
навыков
формирование
графомоторных навыков у
право и левополушарных
детей дошкольного возраста
для развития плавности,
ритмичности и точности
выполнения движений;
освоение оптимального
способа удержания и нажима
карандаша и т.п.),
координации движений,
синхронизацию работы глаз
и рук.
Рисунок № 1
Рисунок №2
Рисунок №3
Рисунок №4
Рисунок №5
Рисунок №6
Рисунок №7
Рисунок №8
Рисунок №9
Рисунок №10
Рисунок №11
10
Графические
упражнения
Овладение механизмом
письма, развитие глазомера,
умения ориентироваться на
листе бумаги, подчиняться
правилам и требованиям
Игры с
подручными
материалами
Тренировка мелкой
моторики, снятие нервного
напряжения
«Проведи линию по средине дорожки,
не отрывая карандаш от бумаги»,
«Помоги зайчатам добраться до
дома», «Обведи рисунок точно по
линиям, не отрывая карандаш от
бумаги», «Соедини линии по
пунктирам», «Нарисуй внутри
больших фигур постепенно
уменьшающие фигуры, а вокруг
маленьких увеличивающиеся»,
«Пройди по лабиринту», «Дорисуй
картину и раскрась», «Соедини точки
по порядку», «Нарисуй по клеточкам
точно такой же рисунок», «Дорисуй
вторую половину»
Игра «Золушка», «Выложи узор из
палочек», «Упражнения с
карандашом», «Упражнения с
массажным мячом», Игры с
кинетическим песком
Игры и упражнения, способствующие развитию мелкой
моторики
Пальчиковая гимнастика позволяет развивать не только мелкую моторику и
внимание, но и произвольность поведения, за счет стремления четко и правильно
выполнить все упражнения. Гимнастику необходимо проводить каждый день до, и
после выполнения других упражнений.
Массаж пальчиков. Ребенок сам или с помощью взрослого делает массаж
каждого пальчика левой и правой руки, начиная с кончиков пальцев через
поглаживающие движения, растирающие движения, круговые движения.
Повторять массаж пальчиков обеих рук в течение 1-2 минут, заканчивать
поглаживающими движениями. Массаж пальчиков проводится в начале,
середине (при возникновении усталости) и в конце работы. Массаж ведущей
руки делается чаще.
Приветствие футболистов. Дотронуться до каждого пальчика - «члена
команды» и поздороваться: «Здравствуйте! Здравствуйте!». Ребенок
последовательно, в нарастающем темпе, соединяет большой палец руки с
указательным, средним, безымянным, мизинцем и обратно
Волны. Ребенок пытается сделать «волны» кистями рук (как «умирающий
лебедь»).
Крестики-нолики. Ребенок поочередно делает «крестики» из указательного и
среднего, безымянного пальца и мизинца, а затем повторяет упражнение 2
для этих же пальцев.
Колокольчики. Ребенок в течение 30-60 секунд потряхивает кистями рук.
Музыка. Ребенок совершает волнообразные движения (вверх-вниз) всеми
пальцами руки так, как будто играет на фортепиано.
Ножницы. Ребенок пытается соединить пальчики парами и развести пары как
можно дальше. Повторить 5 раз. Затем ребенок пытается отвести
11
указательный пальчик от остальных, крепко сжатых.
Круги. Ребенок пытается рисовать «круги» в воздухе каждым пальчиком
обеих рук.
2.4.
Рабочая программа модуля «Развитие познавательных
процессов»
Данный компонент школьной готовности заключается в приобретении
определенного кругозора, запаса знаний в развитии памяти, внимания, мышления,
воображения, речи.
Под формированием и развитием логической сферы ребенка подразумевается
формирование логических приемов мыслительной деятельности; умения понимать и
прослеживать причинно-следственные связи явлений и выстраивать простейшие
умозаключения на их основе. К логическим приемам умственных действий относят:
сериацию. Анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, аналогию,
систематизацию.
Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка
в школе. Ребенок может долго на чем-то удерживать свое внимание, пока не угаснет
интерес. Внимание и интерес неразделимы. Поэтому игры и упражнения по развитию
внимания должны быть непременно интересны для ребенка. Но в дальнейшем, обучаясь
в школе, ему придется выполнять ряд заданий, предполагающих удержание внимания
волевым усилием. Поэтому для будущих первоклассников очень важно развитие
произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в
течении 15-20 минут), которое развивается постепенно, по мере развития отдельных его
свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости).
Детям 6-7 лет доступно не только механическое запоминание, но и элементы
логического запоминания. Этот вид памяти проявляется обычно при запоминании
понятного детям содержания. Ребенок 6 -7 лет воспроизводит в среднем 4 - 8 хорошо
знакомых слов и всего 1 - 2 незнакомых. При развитии произвольной памяти у ребенка
формируется способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый
материал с конкретным символом / слово-картинка либо слово-ситуация
Блоки модуля:
• Развитие мышления
• Развитие памяти
• Развитие внимания
Тематическое планирование модуля
«Развитие познавательных процессов»
Название блоков
Цель
Название игр
12
Развитие
мышления
Формирование приѐмов
умственных действий
(анализ, синтез,
сравнение, обобщение,
классификация,
аналогия)
Развитие
памяти
Развитие зрительной и
слуховой памяти,
обучение произвольному
запоминанию
Развитие
внимания
Развитие слухового и
моторно-двигательного
внимания
Развитие способности устанавливать
закономерности «Чего не хватает»,
«Раскрась правильно», «Бусы», «Посади
цветы», «Дорисуй нужную фигуру»,
«Зонтики», «Загадки», «Засели дом»,
«Квадрат», «Сыщик», «Улови
закономерность и продолжи», «Что
следующее?», «Улови закономерность и
продолжи»
Обучение навыкам анализа и
рассуждения: «Разложи по порядку»,
«Угадай предмет» «Домики»,
«Правильно ли рассуждают ребята»,
«Умозакоючения»
Развитие умения классифицировать
предметы по существенным признакам,
обобщать:
«Четвертый лишний», «Найди
лишнее слово», «Назови одним
словом»
«Запомни картинки», «У оленя дом
большой», «Портрет», «Каскад слов»,
«Чего не стало?» «Запомни и покажи»,
«Запомни и нарисуй» «Купим мы
бабушке...» «Что изменилось?» «Запомни
рисунок» «Расставь игрушки на полке»
«10 слов»
«Хлопни в ладоши», «Зачеркни буквы»,
«Найди цифры по порядку», «Бубен и
колокольчик», «Корректурная проба»,
«Что изменилось?», «Узор», «Выложи
кружочки» «Ищем нелепости» «Найди
отличия» «Найди выделенные
фрагменты и обведи его» «Распутай
бусы» «Продолжи образец»
Игры и упражнения, способствующие развитию внимания
1. «Да и нет не говорите, черный с белым не носите». Взрослый задает ребенку вопросы.
Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не
говорить «да» и «нет».
2. Игры-головоломки.
3. Загадки.
4. «Найди отличия».
5. «Найди два одинаковых предмета».
6. «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.
7. «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнение, а ребенок их повторяет
только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!».
8. «Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; затем он
13
отворачивается. Взрослый передвигает предметы; а ребенок указывает, что
изменилось.
9. «Назови, что ты видишь». Ребенок за 1 мин должен назвать как можно больше
предметов, находящихся в комнате.
10. «Карлики и великаны». Ребенок должен выслушать словесную инструкцию
взрослого, не обращая внимания на его действия.
Игры и упражнения для развития памяти
1. «Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию.
2. «Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребенок в течение 15 мин.
Рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать
картинки, которые запомнил.
3. «Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет
ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый
называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова,
ребенок - повторяет и т.д.
4. «Что ты видел в отпуске?» Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в
отпуске событиях.
5. «Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в
комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; а ребенок должен ее
найти.
6. «Что ты ел на обед?» Ребенок должен перечислить все, что ел на обед.
7. «Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды
утором.
8. «Нарисуй такой же». Ребенок рисует на листе бумаги какой - либо простой предмет;
затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать такой же предмет.
9. «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы;
ребенок должен вспомнить, что лежит в мешочке.
10 .«Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен повторить
его.
11. «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни,
состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить
эти фигуры и назвать их.
12 «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок
запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.
Игры и упражнения для развития мышления
1. «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.
2. «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.
3. «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигурку». Учить
классифицировать предметы по признакам и назначению.
4. «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие
определенного
назначения;
ребенок
должен
придумать,
как
можно
использовать данный предмет.
5. «Антонимы».
Ребенку
называют
слово,
а
он
должен
назвать
противоположное по смыслу. Например: «тяжелый - легкий», «сильный - слабый»,
«Твердый - мягкий» и т.д.
6. «Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.
7. Загадки.
14
2.5. Календарно-тематическое планирование
Октябрь - 2-я неделя
Октябрь 1 -я неделя
месяц
Содержание
Развитие мелкой моторики
Упражнение: «Фонарики», «Братья ленивцы»
Развитие способности устанавливать
закономерность
Игра «Чего не хватает?»
Обучения навыкам анализа и
рассуждения
Серия картинок «Разложи по порядку»,
составь рассказ
Развитие зрительной памяти
Игра «Запомни картинки»
Обучение способности к переключению
внимания и концентрации
Игра «Хлопни в ладоши»
«Зачеркни буквы»
Снятие мышечного и эмоционального
напряжения, развитие воображения и
фантазии
Игра «Жмурки»
Развитие
мелкой
моторики
и
графомоторных навыков Упражнение:
«Братья-ленивцы» Обведи фигуру №1,2
Развитие способности выделять черты
сходства и различия по существенным
признакам
Игра «Сравнение предметов» Развивать
умение использовать мнемонические
приемы для запоминания текста
«У оленя дом большой», «Портрет»
Обучение способности концентрации
внимания, объема, переключения,
устойчивости внимания «Зачеркни буквы»,
«»Найди цифры по порядку»
Снятие мышечного и эмоционального
напряжения, развитие воображения и
фантазии Игра «Отражение»
Продолжительность
упражнения
3 минуты
Продолжите
льность
занятия
30 минут
4 минуты
7 минут
4 минуты
7 минут
5 минут
4 минуты
30 минут
6 минут
7 минут
7 минут
6 минут
15
Октябрь - 3 неделя
Октябрь - 4 неделя
Развитие
мелкой
моторики,
графомоторных навыков
«Заготавливаем капусту», «Мы делили
апельсин», обведи фигуру №3,4
Развитие способности устанавливать
закономерность
«Чего
не
хватает?», «Раскрась
правильно»
Обучение составлению предложений по
опорным словам, развитие речи,
фантазии
«Придумай рассказ»
Развитие активного внимания
Игра «Летает - не летает», «Пол - нос
-потолок»
Развитие
объема
кратковременной
слуховой памяти
Игра «Каскад слов»
Обучение рефлексии; снятие
эмоционального напряжения
Игра «Ловушка»
Развитие мелкой моторики
«Теремки», «Бабочки», обведи фигуры №
5,6
Развитие умения классифицировать
предметы по существенным признакам и
обобщать
«Четвертый лишний»
Обучения
навыкам
анализа
и
рассуждения
«Разложи картинки по порядку»
Развитие зрительной памяти
«Запомни картинки»
Обучение способности концентрации,
объема
«Корректурная проба»
Тренировка на дифференциацию заданий
взрослого
«Делай то, что я говорю и показываю»
4 минуты
30 минут
6 минут
7 минут
3 минуты
6 минут
4 минуты
4 минуты
30 минут
7 минут
7 минут
5 минут
5 минут
2 минуты
16
Ноябрь 1 - я неделя
Ноябрь 2 неделя
Развитие мелкой моторики
«Пальчик-мальчик, непоседа»
«Проведи линию по средине дорожки, не
отрывая карандаш от бумаги»
Развитие способности устанавливать
закономерность
«Бусы»
Обучение навыкам анализа и
рассуждения, развитие речи, фантазии
«Разложи картинки по порядку, составь
рассказ»
Развитие объема кратковременной
слуховой памяти
«Каскад слов» Развитие активного
внимания, умения соотносить свои
действия со звучанием инструментов
«Бубен и колокольчик», «Корректурная
проба»
Обучение приемам и методам овладения
«Приятное воспоминание»
Развитие мелкой моторики
«Братья ленивцы», «Заготавливаем
капусту», обведи узор № 7,8, «Помоги
зайчатам добраться до дома. Проведи
линию по середине дорожки»
Развитие способности устанавливать
закономерность
«Клумба Лосади цветы»
Обучение составлению предложений по
опорным словам, развитие речи.
«Придумай рассказ»
Обучение навыкам запоминания образца,
ситуации
«Что изменилось?», «Чего не стало?»
Развитие произвольности
«Графический диктант»
Снятие мышечного и
эмоционального напряжения
«Тряпичная кукла»
4 минуты
30 минут
5 минут
7 минут
6 минут
5 минут
3 минуты
4 минуты
30 минут
5 минут
8 минут
5 минут
5 минут
3 минуты
17
Ноябрь 3-я неделя
Ноябрь - 4 неделя
Развитие мелкой моторики
«Теремки», «Дорисуй картинку, соедини
линии по пунктирам»
Развитие умения классифицировать
предметы по существенным признакам и
обобщать «Четвертый лишний»
Обучения
навыкам
анализа
и
рассуждения, развитие речи.
«Составь рассказ по серии сюжетных
картинок»
Развитие преднамеренного запоминания
и
припоминания,
долговременной
памяти
«Запомни и покажи», «Запомни и
нарисуй»
Развитие
слухового
внимания,
увеличение объема внимания
«Узор», «Выложи кружочки»
Снятие мышечного и эмоционального
напряжения, развитие воображения и
фантазии «Скульптура»
Развитие мелкой моторики
«Бабочки», «Обведи рисунок точно по
линиям, не отрывая карандаш от
бумаги»
Развитие способности устанавливать
закономерность в изображении на основе
зрительного и мыслительного анализа
«Чего не хватает?», «Дорисуй нужную
фигуру»
Обучение навыкам запоминания текста с
помощью мнемонических приемов.
«Купиммы, бабушка...»
Развитие зрительной памяти
Упражнение «Что исчезло?»
Развитие внимания «Ищем нелепости»
Развитие умения переключать слуховое
внимание, выполнять действия согласно
показанной картинке
«Воздух-земля-огонь-вода»
Обучение
целенаправленному
управлению мышцами лица; обучение
свойствам невербального общения
«Улыбка»
4
минуты
30 минут
5 минут
8 минут
5 минут
5 минут
4 минут
3 минуты
4 минуты
30 минут
5 минут
5 минут
5 минут
5 минут
3 минуты
3 минуты
18
Декабрь 1 неделя
Декабрь 2 неделя
Развитие мелкой моторики
«Птица», «Дорисуй картинку. Соедини
линии по пунктирам»
Развитие способности устанавливать
закономерность
«Зонтики»
Обучение составлению предложений по
опорным словам, развитие речи.
«Придумай рассказ»
Обучение навыкам запоминания образа,
«Что изменилось?»
Развитие концентрации внимания,
переключения
«Найди отличия»
Развитие умения подчиняться правилам
и требованиям
«Графический диктант»
Усиление
положительного
эмоционального переживания
«Встречаемся и прощаемся с улыбкой»
Развитие мелкой моторики
«Гости», «Обведи рисунок точно по
линиям, не отрывая карандаш от
бумаги»
Развитие способности устанавливать
Закономерность «Загадки»
Обучения
навыкам
анализа
и
рассуждения
«Составь рассказ по серии сюжетных
картинок»
Развитие
целенаправленного
запоминания и припоминания
«Запомни рисунок»
Обучение способности концентрации,
объема, переключения, устойчивости
внимания
«Найди
отличия», «Корректурная
проба»
Усиление
положительных
эмоциональных переживаний; поднятие
настроения
«От улыбки станет всем светлее!»
3 минуты
30 минут
6
минут
7
минут
5 минут
3 минут
5 минут
2 минуты
3 минуты
30 минут
3 минуты
8
минут
6 минут
8 минут
2 минуты
19
Декабрь 3 неделя
Декабрь 4 неделя
Развитие мелкой моторики «У девочек, у
мальчиков», «Нарисуй внутри больших
фигур постепенно
уменьшающиеся фигуры, а вокруг
маленьких-увеличивающиеся»
Развитие способности устанавливать
закономерность
«Засели дом», «Квадрат»
Развитие целенаправленного
запоминания и припоминания
«Расставь игрушки на полке», «Что
изменилось»
Обучение способности концентрации,
объема, переключения, устойчивости
внимания
«Найди выделенные фрагменты и обведи
их»
Развитие умения подчиняться правилам
и требованиям
«Графический диктант»
Снятие мышечного и
эмоционального напряжения
«Тряпичная кукла»
Развитие мелкой моторики
«Гости», «Пройди по лабиринту»,
«Обведи узор не отрывая карандаш от
бумаги № 9, 10)
Развитие мыслительных процессов
обобщения, отвлечение, выделения
существенных признаков
«Найди лишнее слово», «Назови одним
словом»
Обучение составлению предложений по
опорным словам,
«Составь рассказ»
Развитие произвольной памяти
«10 слов»
Обучение способности концентрации,
объема, переключения, устойчивости
внимания
«Корректурная проба»
Снятие мышечного и эмоционального
напряжения, развитие воображения и
фантазии
«Скульптура»
30 минут
5 минут
8 минут
4 минуты
5 минут
5 минут
3 минуты
5 минут
30 минут
5 минут
8 минут
5 минут
5 минут
2 минуты
20
Январь - 2 неделя
Январь - 3 неделя
Январь - 4 неделя
Развитие мелкой моторики
«Дорисуй картинку и раскрась»
Развитие воображения и выразительных
движений
«Передай по кругу»
Развитие умения подчиняться правилам
итребованиям
«Фигурный диктант»
Развитие мышления
«Разрезные картинки»
Развитие концентрации внимания
«Распутай бусы», «Продолжи образец»
Снятие мышечного и эмоционального
напряжения
«Шалтай-болтай»
Развитие мелкой моторики
«Моя семья», «Флажок», «Домик»
«Нарисуй по клеточкам»
«Соединим точки по порядку»
Развитие аналитического мышления
«Что раньше, что позже»,
Обучение составлению предложений по
опорным словам, развитие речи.
«Веселый рассказ»
Развитие целенаправленного
запоминания и припоминания
«Кто не на месте?»
Развитие концентрации внимания
«Посчитай и запиши, сколько раз
встречается каждая буква»
Снятие
психоэмоционального
напряжения
«Из семечка в деревце»
Развитие мелкой моторики
«Нарисуй по клеткам точно такой же
рисунок»
Развитие мыслительных операций
анализа и сравнения
«Угадай предмет»
Развитие мышления
«Скажи наоборот»
Развитие пространственной ориентации
«Разноцветные фигурки»
Развитие концентрации внимании
«Фигуры»
Снятие мышечного и эмоционального
напряжения
«Бал насекомых»
5 минут
30 минут
5 минуты
3 минуты
7
минут
5 минут
3 минуты
4 минуты
30 минут
7 минут
7 минут
5 минут
5 минут
2 минуты
5 минут
30 минут
8 минут
3 минуты
7 минут
5 минут
3 минуты
21
Февраль - 1 неделя
Февраль - 2 неделя
Февраль - 3 неделя
Развитие мелкой моторики
«Дорисуй ворую половинку картинки»
Развитие мыслительных ассоциативных
связей
Игра «Поезд»
Развитие объема кратковременной
слуховой памяти
«Зарисуй слова и повтори»
Обучение способности концентрации,
объема
«Расставь значки в соответствии с
цифрами»
Снятие мышечного и эмоционального
напряжения
«Подари движение»
Развитие мелкой моторики
«Нарисуй на второй паре точно такой
же рисунок»
Развитие мышления
«Из чего состоит предмет», «Аналогии»
Составление предложений по опорным
словам, развитие речи.
«Зимние забавы»
Развитие зрительной памяти
«Запомни картинки», «Найди предметы,
которые были нарисованы»
Обучение способности концентрации,
объема
«Найди
все
предметы,
которые
спрятались на картинке»
Расслабление,
снятие
напряжения,
эмоциональная разрядка
«Снеговики», «Макароны»
Развитие мелкой моторики «Раскрась
картинку пользуясь инструкцией»
(каждой цифре соответствует
определенный цвет)
Развитие аналитического мышления
«Хорошо или плохо» Обучение навыкам
анализа и рассуждения «Сюжетные
картинки» Развитие произвольного
внимания, развитие скорости реакции
Сенсомоторное упражнение «Ладонь кулак-ребро»
Развитие кругозора, речи и мышления
Упражнение «А в школе...» Расслабление,
снятие
напряжения, эмоциональная
разрядка «Свободный танец»
4 минуты
30 минут
8 минут
7 минут
8 минут
4 минуты
6
минут
7
минут
30 минут
7 минут
5 минут
3 минуты
2 минуты
6
минут
30 минут
8 минут
7 минут
3 минуты
3 минуты
3 минуты
22
Февраль - 4 неделя
Март - 1 неделя
Март - 2 неделя
Развитие мелкой моторики
«Раскрась игрушки в соответствии с
формой», «Обведи элементы печатных
букв»
Развитие мышления
«Аналогии», «Четвертый лишний»
Развитие зрительной памяти
«Что изменилось?» Игра «Секрет»
Обучение способности концентрации
внимания
«Найди ошибки у Буратино»
Обучение управлению своим состоянием
«Качели», «Шапка-невидимка»
Развитие мелкой моторики
Игра «Золушка»
Развитие способности устанавливать
закономерность
Игра «Сыщик»
Развитие навыка пересказывания
«Слушаем и пересказываем»,
учить составлять рассказ по вопросам
Развитие произвольного поведения
Игра «Трутень и пчелы», «Светофор»
Расслабление, снятие напряжения
«Отдых на море»
Развитие мелкой моторики
«Выложи узор из палочек», «Найди
закономерности и продолжи»
Развитие умения классифицировать
«Четвертый лишний» (на слух и
зрительно)
Развитие речи
«Продолжи фразу», «Назови ласково»,
«Можно ли так сказать?»
Повышение уровня школьной
компетентности, внимания,
произвольности
Упражнение «Потопаем, похлопаем»
Развитие произвольного поведения
«Пожалуйста»
Расслабление, снятие напряжения
«Дождь в лесу»
минут
6
30 минут
8 минут
7
минут
5 минут
4 минуты
5 минут
30 минут
8 минут
8 минут
5 минут
4 минуты
5 минут
30 минут
7 минут
7 минут
5 минут
3 минуты
3 минуты
23
Март - 3 неделя
Март - 4 неделя
Апрель – 1 неделя
Развитие мелкой моторики «Соедини
точки по образцу» Развитие
мыслительных процессов «Кто кем был?
Кто кем будет?» «Найди лишнее слово»
Развитие способности к анализу
«Умозаключения», «Составь рассказ»
Развитие произвольного поведения
Игра«3емля-вода-воздух» Развитие
слухового внимания «Узнай по голосу»,
«Что прозвучало» Снятие напряжения
«Зернышко»
Развитие мелкой моторики
«Упражнения с карандашом»
Развитие способности к анализу
Упражнение «Домики»
Составление предложения по опорным
словам
Упражнение «Придумай предложение со
словами»
Развитие зрительной памяти
Упражнение «Внимание -рисуем!»
Развитие слухового внимания
Игра «Запретные слова»
Расслабление, снятие напряжения
«Путешествие в волшебный лес»
Развитие мелкой моторики
Упражнения с массажным мячом,
графический диктант
Развитие мышления
Упражнение «Ассоциативные цепочки»
Развитие понятийного аппарата
Упражнение «Верно-не верно»
Развитие зрительной памяти
Упражнение «Посмотрим, запомним,
нарисуем»
Развитие активного внимания
«Дорисуй фигурки так, чтобы они стали
такими же, как в рамке»
Расслабление, снятие напряжения
«Невидимая надпись»
3 минуты
30 минут
7
8
минут
минут
4 минуты
5 минут
3 минуты
3 минуты
30 минут
минут
5
8 минут
минут
6
5 минут
3 минуты
6 минут
30 минут
5 минут
5 минут
5 минут
5 минут
4 минуты
24
Апрель – 2 неделя
Апрель – 3 неделя
Апрель – 4 неделя
Развитие мелкой моторики
Пальчиковая гимнастика «На двери
висит замок», Графический диктант,
Развитие мышления «Что
следующее?», «Улови закономерности
и продолжи», «Четвертый лишний»
Развитие слуховой памяти
Упражнение «Послушай пары слов»
Развитие произвольного поведения
Игра «Запретное движение»
Развитие активного внимания
Упражнение «Расставь цифры по
порядку»
Снятие психо - эмоционального
напряжения «Сочини свой танец»
Развитие мелкой моторики
Упражнение «Выложи узор из палочек»
Развитие способности устанавливать
последовательность событий
«Разложи картинки по порядку»
Развитие умения дополнять
незаконченные предложения
«Продолжи предложения»
Развитие умения использовать
мнемонические приемы для запоминания
текста
«У оленя дом большой»
Развитие произвольного поведения
Игра «Аист-лягушка-солдат»
Развитие слухового внимания
Игра «Да и нет»
Снятие психо - эмоционального
напряжения
«Зеркальный танец»
Развитие мелкой моторики
Игра «Золушка»
Развитие способности к умозаключениям
«Правильно ли рассуждают ребята»
Развитие умения составлять рассказ по
вопросам
«Закончи рассказ»
Развитие целенаправленного
запоминания и припоминания
«Посмотри на таблицу и запомни пары
картинок»
Развитие слухового внимания
Упражнение «Слушаем и выполняем»
Снятие психо - эмоционального
напряжения
«Потянулись-сломались»
5 минут
30 минут
5 минут
7 минут
3 минуты
6 минут
4 минуты
5 минут
6 минут
30 минут
5 минут
3 минуты
4 минут
3 минут
4 минуты
3 минуты
30 минут
4 минуты
6 минут
6 минут
7 минут
4 минуты
25
2.6. Методические рекомендации
Программа учитывает возрастные особенности детей. Комплекс занятий
направлен на развитие психических процессов, определяющих познавательные и
интеллектуальные возможности. На каждом занятии проводится психомышечная
тренировка для снятия мышечного и эмоционального напряжения. За счет того, что
деятельность постоянно меняется, дети данной возрастной группы легко проводят данное
время и не устают.
Методы обучения:
-
наглядный;
исследовательский;
проблемно-поисковый;
объяснительно-иллюстративный;
практический.
Методика проведения занятий
Занятия построены как обучающие навыкам учебного сотрудничества.
Материал с которым работают дети: дидактические игры на обобщение и
классификацию; рассуждение, запоминание, направлены на развитие познавательных
способностей. Много внимания уделяется игровым и занимательным моментам для
поддержания интереса к работе. К детям приходят сказочные персонажи и любимые
игрушки
и предлагают интересные игры и задания. Занятия по укреплению мышц
кисти руки и пальцев проводятся в рабочих тетрадях.
3. Диагностика
Диагностика результативности программы осуществляется на основе
диагностического материала «Диагностика психологической готовности детей 6 – 7
летнего возраста к обучению в школе» (пакет диагностических методик разработан
педагогами – психологами г. Кургана в 2008 г).
Мониторинг эффективности работы с одаренными детьми
Мониторинг проводится в начале и конце учебного года;
Производится коррекция программы в соответствии с выявленными проблемами
Результаты развивающей работы с одаренными детьми обсуждаются на
Педагогическом Совете
26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Федосова Н.А. Дошкольное обучение: Подготовка к школе. – М.: Просвещение,
2013 г.
2.
Агапова И. А., Давыдова М.А. Комплексная подготовка детей к школе. Книга для
детей и взрослых. - М.; 2003.
3.
Айзман М.И. и др. Подготовка ребенка к школе. Томск, 1994.
4.
Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М; 1994.
5.
Гатина О.И. Социально-личностная готовность старших дошкольников к школе./
Воспитатель ДОУ. 2009. - №12. С.48-53.
6.
Гуткина Н.И. Новая программа развития детей старшего дошкольного возраста и
подготовки их к школе. /Психолог в детском саду. 2007. -№4 С. 47-65.
7.
Косина Е. Гимнастика для пальчиков. Развиваем моторику - М.; 2004.
8.
Клецова Т.Л. Программа по развитию внимания для детей старшего дошкольного
возраста - Тюмень, 2005.
9.
Мухина B.C. Возрастная психология. - М.; 2000.
10.
Севостьянова Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет:
Индивидуальные занятия, игры, упражнения. - М.; 2005.
12.
Фокина
Э.
Д.
познавательных
И
др.
способностей
Планирование
и
речи
занятий
детей
по
в
развитию
образовательном
учреждении.- СПб.; 1995.
13.
14.
Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей. СПб.: Литера, 2005.
Парамонова Л., Головлева Н., 100 тестов и заданий по чтению, письму и математике
для подготовки ребѐнка к школе. М.: ООО «Аквариум-Принт», 2005 г.
15.
Федосова Н.А. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе. – М.:
Просвещение, 2013 г.
16. Диагностический пакет методик определения психологической готовности детей 6 –
7
летнего
возраста
к
обучению
в
школе.
–
г.
Курган,
2008
г.
27
Приложение № 1
Диагностические задания по модулю
«Развитие мелкой моторики»
Т ес т К у г л ер а
Выявляет степень сформированности зрительно – моторной координации и
произвольности.
Материалы: Каждому ребенку предлагается образец с фигурами,
чистый лист (1/2 листа формата А-4) и простой карандаш.
Инструкция:
«Ребята, посмотрите на этот листок (держит
В
руках
образец). Здесь нарисованы фигуры. Сколько здесь фигур, посчитайте (семь).
Сейчас вы будете рисовать точно такие же фигуры, их должно получиться
семь. Начинайте сверху, с первой фигуры. Какая первая фигура? (квадрат).
Будьте внимательны! Если кто-то сделает ошибку, но сам найдет ее и
исправит, то это ошибка засчитываться не будет. Начинайте работать!
Каждый работает сам!»
Примечание: Каждый ребенок работает за отдельным столом. Время
работы не ограничивается.
Обработка результатов: За каждую правильно выполненную фигуру
дается 1 балл, за сложную фигуру с небольшой погрешностью - 0,5 балла.
Таблица перевода «сырых баллов» в st
St
9
8
7
6
5
4
3
2
1
«Сырой балл»
7
6,5
6
5,5
4,5 - 5
4
3,5
2,5 - 3
0-2
28
1, 2, 3 – низкий уровень
4, 5, 6 – средний уровень
7, 8, 9 – высокий уровень
Раздаточный материал
29
Приложение № 2
Диагностические задания по модулю
«Развитие познавательных процессов»
ЗАДАНИЕ 1. КРАТКОВРЕМЕННАЯ РЕЧЕВАЯ ПАМЯТЬ
Инструкция: «Сейчас я тебе буду говорить слова, а ты слушай
внимательно и запоминай. Когда я перестану говорить, сразу повторяй все,
что запомнилось, в любом порядке».
Четко произнесите слова с интервалом в полсекунды, по окончании
кивните головой и тихо скажите: «Говори».
Слова для запоминания предъявляются только один раз. Если с первого
предъявления ребенок ничего не запомнил, можно повторить слова еще раз и
после этого выслушать ребенка, чтобы у него не осталось ощущения
неуспеха. Однако при интерпретации будет учитываться первый «нулевой»
вариант.
Запишите все, что скажет ребенок (слова, которые он придумал сам, повторы
и т. п.), не поправляя и не критикуя его ответы. Записывайте слова так, как
они произнесены ребенком, помечая для себя искажения и дефекты
произношения. В конце работы обязательно похвалите ребенка, сказав:
«Задание было трудное, и ты - молодец, много запомнил» (даже если ребенок
запомнил всего 2-3 слова).
ЗАДАНИЕ 2. КРАТКОВРЕМЕННАЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ
Положите перед ребенком таблицу с 16-ю картинками.
Инструкция: «А здесь нарисованы картинки. Смотри и запоминай.
Потом я у тебя заберу эти картинки, а ты мне назовешь все, что
запомнилось, в любом порядке».
Время предъявления картинок - 20-30 секунд.
Запишите все, что скажет ребенок дословно. Когда ребенок замолчит,
скажите ему: «Попробуй мысленно просмотреть картинку, может быть, ты
еще что-то увидишь». Обычно детям удается вспомнить что-нибудь еще.
Запишите то, что вспомнит ребенок, и обязательно похвалите его за работу.
ЗАДАНИЕ 3.
ИНТУИТИВНЫЙ РЕЧЕВОЙ АНАЛИЗ – СИНТЕЗ
Инструкция: «А теперь я тебе буду говорить слова, а ты ищи, какое
слово лишнее. Всего будет пять слов, четыре можно объединить, они друг к
дружке подходят, а одно - неподходящее, лишнее, его и называй».
Зачитайте последовательность слов и запишите лишнее слово, которое
назовет ребенок. Похвалите его. Не просите ребенка объяснять, почему он
выбрал то или иное слово. Если ребенок будет сам что-то пояснять, запишите
30
его комментарии. Если ребенок неправильно выполняет первое задание или
не понимает, как это - найти лишнее слово, - разберите с ним пример: «роза,
тюльпан, ромашка, фасоль, фиалка». Пусть о каждом слове ребенок скажет,
что это такое. Помогите ему выбрать лишнее слово и объясните, почему оно
лишнее. Пометьте, если ребенок догадался сам.
Если в первом задании ребенок в качестве лишнего назвал последнее
слово в ряду, а до этого он плохо справился с заданием на кратковременную
речевую память, спросите у него, все ли слова он запомнил. Прочитайте
слова еще раз. Если после этого ребенок дает правильный ответ, следующие
ряды ему надо зачитывать 2-3 раза. При конкурсном наборе в гимназические
классы детей надо заранее предупредить, что по их просьбе вы можете
повторить слова еще раз.
Все повторные предъявления слов отмечаются в Бланке ответов для
того, чтобы потом при интерпретации выяснить причину, анализируя
показатели скорости переработки информации, внимательности, речевой
памяти, мышления, тревожности.
ЗАДАНИЕ 4. РЕЧЕВЫЕ АНТОНИМЫ
Инструкция: «А теперь я тебе буду говорить слово, а ты придумывай,
какое слово будет наоборот. Например: маленький, а наоборот - большой,
чистый, а наоборот- грязный. Понятно?»
Зачитывайте слова по очереди. Если ребенок не может придумать антоним
после предъявления слова, помогите ему, задав вопрос более конкретно:
Пластилин мягкий, а камень-...? Нож бывает острый, а бывает-...? Дорога
широкая, а тропинка-...? Река глубокая, а лужа-...?» Если ребенок отвечает
неправильно или произносит слова с приставкой «не» (неострый, неглубокий
и пр.), не поправляйте его, записывайте ответы дословно, обязательно
хвалите или хотя бы поощряйте его словом «хорошо».
ЗАДАНИЕ 5. РЕЧЕВЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ
Инструкция: «А теперь другое задание. «Кастрюля, тарелка...» какие еще слова сюда подойдут, что еще можно добавить?»
Желательно, чтобы ребенок придумал не меньше двух слов (больше трех не
надо). Если ребенок не может - не настаивайте. Запишите все его ответы.
Затем спросите: «Что это такое? Как все это можно назвать одним
словом?» Запишите ответ. Похвалите ребенка.
Если ребенок добавил слова «каша, суп» или «плита, стол» и т. п.,
запишите ответы, не поправляя, но спросите: «Кастрюля, тарелка» - что это
такое, как можно назвать это одним словом?» Запишите ответ. Если ребенок
затрудняется ответить, скажите ему: «Забыл, да? Ничего страшного, давай
сделаем другое задание».
С остальными заданиями на речевые классификации поступайте
аналогично. Если ребенок не может вспомнить обобщающего слова, а
31
говорит, например: «Диван - это чтобы спать, а в шкаф вещи кладут». - так и
записывайте, не поправляйте его.
ЗАДАНИЕ 6. РЕЧЕВЫЕ АНАЛОГИИ
Инструкция: «А теперь представь: «стол - скатерть» (можно
показать руками). Эти два слова как-то между собой связаны. Тебе надо
найти подходящее слово к слову «пол», чтобы получилась такая же парочка,
как «стол - скатерть». Я назову тебе слова, а ты выбери, какое из них
подойдет к слову «пол», чтобы получилось так же как «стол - скатерть».
«Пол» -выбирай: «мебель, ковер, пыль, доски, гвозди».
Запишите ответ. Если ребенок ответил неправильно, не говорите ему об этом,
а следующее задание разберите с ним как пример.
Продолжение инструкции:
«Огород - морковь» - как связаны эти два слова? Можно сказать, что в
огороде растет морковь, да? Тогда к слову «сад» какое слово подойдет,
чтобы получилось так же, как «огород - морковь»? «Сад» - выбирай: «забор,
грибы, яблоня, колодец, скамейка».
Запишите ответ. Если ребенок снова ответил неправильно, больше
примеры не разбирайте. Доделайте задания в соответствии с общей
инструкцией. Не поправляйте ребенка и не делайте критических замечаний в
процессе работы.
ЗАДАНИЕ 7. ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВЛАДЕНИЕ РЕЧЬЮ
а) Исправление семантически неверных фраз
Инструкция: «Послушай предложение и подумай, правильное оно или
нет. Если неправильное, скажи так, чтобы было верно».
Зачитайте предложение. Если ребенок говорит, что все верно, так и запишите
и переходите к следующему предложению. По просьбе ребенка предложение
можно повторить, отметив это в Бланке ответов. Если ребенок начинает
объяснять, почему предложение неправильное, остановите его и попросите
сказать так, чтобы было правильно. Второе предложение делается
аналогично.
б) Восстановление предложений
Продолжение инструкции: «А в этом предложении в середине чтото пропущено (слово или несколько слов). Вставь, пожалуйста, пропущенное
и скажи, какое предложение получится».
Зачитайте предложение, делая паузу на месте пропуска. Запишите ответ.
Если ребенок называет только слово, которое надо вставить, попросите его
сказать предложение целиком. Если ребенок затрудняется, не настаивайте.
Второе предложение делается аналогично.
в) Завершение предложений
Продолжение инструкции: «А теперь я начну предложение, а ты
закончи».
32
Произнесите начало предложения так, чтобы оно интонационно звучало
незаконченным, и ждите ответа. Если ребенок затрудняется с ответом,
скажите ему: «Придумай что-нибудь, чем можно было бы закончить это
предложение». Затем повторите начало предложения и отметьте это на
Бланке ответов. Ответы записывайте дословно, сохраняя порядок слов и их
произношение. Не поправляйте ребенка, хвалите его за работу.
ЗАДАНИЕ 8. ИНТУИТИВНЫЙ ВИЗУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ – СИНТЕЗ
Покажите ребенку картинки, соответствующие этому заданию.
Инструкция: «А теперь посмотри на эти картинки. Кто в верхнем
рядочке лишний? Покажи. А в следующем рядочке какая картинка лишняя?»
И так далее.
Запишите ответы. Если ребенок медлит с ответом, спросите его: «Ты
понимаешь, что нарисовано на картинках?» Если ему не понятно - назовите
сами.
Если ребенок говорит, что лишних картинок нет (для четвертого
задания это характерно), отметьте это в Бланке ответов. Затем попросите
ребенка поискать еще и запишите, какую картинку он после этого выберет.
Если ребенок отказывается искать, не настаивайте.
ЗАДАНИЕ 9. ВИЗУАЛЬНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ
Откройте перед ребенком страницу с первыми двумя заданиями.
Инструкция: «А здесь в верхнем рядочке две картинки лишние. Три
можно объединить, а две к ним не подходят. Какие не подходят? Покажи
(записать ответ). А здесь - какие две картинки лишние (указать на
следующий ряд)? Три картинки тоже объединяются, а две другие -лишние.
Какие? Покажи».
Запишите ответы, пояснений не требуйте. Покажите ребенку картинки с
двумя следующими заданиями.
Продолжение инструкции: «А здесь в верхнем рядочке две картинки
можно объединить, потому что на них нарисовано что-то похожее, общее.
Что на одной картинке нарисовано, почти то же самое нарисовано и на
другой, и эти две картинки можно объединить. Покажи, какие (записать
ответ). А здесь, какие можно объединить (показать на следующий ряд
картинок)?»
Ответы запишите, объяснений не требуйте.
ЗАДАНИЕ 10. ВИЗУАЛЬНЫЕ АНАЛОГИИ
Покажите ребенку картинки, соответствующие этому заданию.
Инструкция: «Посмотри, здесь уже объединили «виноград» и
«вишню» (показать). Тогда к бегемоту вот сюда (показать) какую из этих
33
картинок (показать на картинки снизу) надо добавить, чтобы получилась
такая же парочка? Если «виноград и вишня», то «бегемот и ...»? Покажи».
Запишите ответ. Покажите следующие картинки. Повторите
инструкцию, но больше не называйте то, что нарисовано на картинках, а
только показывайте.
Продолжение инструкции: «А вот здесь тоже объединили
(показать). Тогда сюда (показать) по этому же принципу какую из этих
картинок (показать на картинки снизу) надо добавить, чтобы получилась
такая же парочка (показать), чтобы картинки были так же связаны?»
Все последующие задания делайте аналогично. Принимайте и
записывайте все ответы без критики, за правильные ответы обязательно
хвалите ребенка.
34