Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида «Мечта»
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом МБДОУ
Детский сад «Мечта»
(протокол от 31.08.2023 № 1)
УТВЕРЖДЕНО
приказом МБДОУ Детский сад «Мечта»
от 31. 08 .2023 № 34
Заведующий ________Н.Н.Ваулина
Программа
дополнительного образования детей
группы компенсирующей направленности
по развитию сенсомоторики
«Чудеса из пластилина».
Составитель:
Учитель - логопед:
Неклюдова А.А.
Паспорт дополнительной общеобразовательной программы –
Наименование программы
Тип программы
Образовательная область
Вид программы
Возраст воспитанников
Уровень освоения программы
Цель программы
Периодичность
Программа
по
развитию
сенсомоторики
«Чудеса
из
пластилина»
Дополнительная образовательная
программа
Физическое развитие:
Художественно - эстетическое
развитие:
Речевое развитие:
Познавательное развитие:
Социально –коммуникативное
развитие:
Модифицированная
От 4 до 7 лет
Общеразвивающий
Создание условий для развития
сенсорики, мелкой моторики и
движений пальцев рук, развитие
двигательных
и
познавательных
способностей детей, развитие мелкой
моторики, ручной умелости через
выполнение предметно-практических
действий.
1 раз в неделю
1. Пояснительная записка.
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития,
настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов
необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития
движений в пальцах кисти. Связано это с тем, что развитию кисти руки
принадлежит
важная
роль
в
формировании
головного
мозга,
его
познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался
ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой
моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует
использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые
необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, также выполнять множество
разнообразных бытовых и учебных действий.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений, мною был
организован кружок художественной направленности «Чудеса из пластилина» основной идей которого является рисование картин пластилином.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по
изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно
изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики –
согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации
движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции
мелкой моторики пальцев рук.
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления
нового
жанра
(вида)
в
изобразительной
деятельности.
Понятие
«пластилинография» имеет два смысловых корня: первая половина слова
«пластилин» подразумевает используемый материал, при помощи которого
осуществляется исполнение замысла, вторая «графил», что означает создавать,
рисовать.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением
более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной
поверхности. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится
модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений.
Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали
переднего плана изображаются пластилинографией.
Основной материал в пластилинографии — пластилин, основной
инструмент - рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от
владения собственными руками). Занятия пластилинографией способствуют
развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, и
конечно же творческих способностей, развитию восприятия, пространственной
ориентации, сенсомоторной координации детей, всех значимых функций,
которые необходимы для успешного обучения в школе. У детей происходит
развитие
общих
сенсорных
способностей:
цвет,
форма,
величина,
ориентирование в пространстве.
У детей развиваются тактильные и термические чувства пальцев. Дети
учатся планировать свою работу, доводить еѐ до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук,
укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а
движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к
освоению письма. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка
пальчиков.
Темы
занятий
тесно
переплетаются
с
жизнью
детей,
с
той
деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях. Такое
построение занятий кружка «Чудеса из пластилина» способствует более
успешному освоению образовательной программы.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в
конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук,
движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев
дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на
пальчики. У детей идѐт подготовка рук к письму, развивается пинцетное
хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так –
же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе,
длительности, направленности.
Срок реализации 2023-2025гг.
Форма работы: групповая.
Возраст детей: 4-7 лет
Цель: Развитие мелкой моторики, сенсорики, координации движений рук,
глазомера.Развитие эмоций, воображения и фантазии.
Задачи:
Образовательные:
- Ознакомление детей с разными техниками пластилинографии.
- Ознакомление с окружающим миром;
Развивающие:
- Развивать формообразующие движения рук в работе с пластилином;
- Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного
образа посредством пластилинографии;
- Развивать детское воображение, художественное и пространственное
мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить дело
до конца.
Для детей самый удобный способ - рисование пластилином.
Этапы реализации программы: подготовительный, основной, заключительный.
На подготовительном этапе - воспитанники знакомятся с историей
развития пластилинографии, проводится беседа, мобилизация внимания,
создание
эмоциональной
заинтересованности,
повышение
мотивации
изобразительной деятельности детей, рассматривание образца. Тактильнодвигательное восприятие, анализ объектов изображения по форме, величине,
строению, цвету, положению в пространстве или выявление сюжета рисунка (в
тематическом занятии).
На
втором
последовательности
основном
выполнения
этапе работ,
воспитанники
методы
и
приемы
определяют
обучения
(планирование деятельности), показ, объяснение, беседа по композиции и
технике исполнения, предупреждение возможных ошибок.
На заключительном этапе – воспитанники
закрепляют полученные
знания, подводят итог занятия. Обобщение деятельности; просмотр и
развернутый анализ работ с точки зрения поставленных задач; фиксирование
внимания детей на ошибках и достоинствах выполненных работ; оценка их
детьми и педагогом.
Приемы лепки:
Лепка фигур может производиться несколькими способами:
Раскатывание. Кусочек пластилина кладется между ладонями либо на
доску и раскатывается прямолинейными движениями до приобретения
цилиндрической формы.
Скатывание. Из пластилина скатывается шарик посредством круговых
движений ладоней.
Оттягивание.
Из
оттянутого
материала
можно
сконструировать
определенный элемент будущего творения.
Заглаживание. Гладкий, плоский вид поверхности придается при
помощи кончиков пальцев.
Сплющивание. Самый популярный метод. Шарик разминается до
формы лепешки.
Изгибы и углубления получают путем вдавливания.
Прищипывание. Производится сжатием пальцев в части картины, где
создается новая деталь.
При помощи вспомогательных инструментов можно придать картине
выразительный вид и получить большое число одинаковых заготовок. К
примеру, стебли, траву или паутинку можно оформить при помощи
медицинского шприца (без иглы).
Описание процесса пошагово:
Создание поделки из пластилина проходит в несколько этапов:
Выбор рисунка-основы, цветов пластилина для фона и будущего
изображения. Размер рисунков следует выбирать небольшой, ¼ листа
формата А4. Перенесение выбранного эскиза на картон. Обязательно следует
учитывать, с каким фоном картина будет лучше сочетаться: белым или
цветным. От брусочков пластилина следует отделить кусочки небольшого
размера и, в соответствии с задумкой, нанести на основу.
Используются
различные
способы
лепки
–
раскатывание,
прищипывание, разглаживание, сплющивание и другие. В работе над
изображениями из большого числа деталей, требующими четкой прорисовки
предметов потребуются нити из пластилина, для получения толстых нитей
подойдет кондитерский шприц.
Фон нужно закрашивать длинными мазками, отщипывая пластилин
(предварительно хорошо размятый) маленькими кусочками и размазывая его
попеременно большим и указательным пальцами. После действий с
пластилином руки надо вытирать сухой салфеткой, а потом промыть теплой
водой.
Способы
рисования
пластилином
-
рисование
пластилиновыми
шариками. Рисунок состоит из маленьких шариков, прикрепленных к бумаге.
Он
получается
объемным.
Начинать
использовать
такую
технику
рекомендуется с простых образов, например, листьев на дереве.
Можно для оригинальности смешивать приѐмы и стили выполнения. К
примеру, объемная аппликация и размазывание. На пластилине можно
ставить отпечатки: точки колпачком фломастера, штрихи зубочисткой,
насечки пластмассовым ножичком или стекой.
Техника рисования спиральками придает картине необычно красивый
объем. Спирали надо располагать близко друг к другу, чтобы получался
рисунок. Например, оригинально будет смотреться крона дерева, ягоды в
грозди винограда, выполненные в этом стиле. Материала здесь будет
израсходовано намного больше, чем при обычном размазывании.
Рисование мазками – необычайно красивая техника, которую могут
использовать дети 5-7 лет. Достаточно соединить несколько цветов
пластилина в один пласт и наносить им яркие мазки. Можно например
использовать при рисовании листьев клена. Готовая работа будет напоминать
произведения, которые пишут маслом профессиональные художники.
Наряду с другими техниками рисования пластилином детям нравится
объемное исполнение из раскатанных маленьких жгутиков, палочек,
колбасок. Для воплощения картины требуется скрутить множество маленьких
колбасок и создать из них задуманный шедевр.
Ожидаемые результаты:
Дети в процессе творческой деятельности с пластилином:
- научатся передавать простейший образ предметов, явлений окружающего
мира посредством пластилинографии;
-овладеют
основными
приемами
пластилинографии
(надавливание,
размазывание, отщипывание, вдавливание);
- научатся работать на заданном пространстве, будут свободно пользоваться
инструментами и материалами, необходимыми для работы с пластилином;
- будут уметь принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя
действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
-
научатся
обследовать
различные
объекты
(предметы)
с
помощью
зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия
их формы, пропорции, цвета.
- будут аккуратны при работе с пластилином.
- будут более усидчивы, выдержаны, терпеливы, получат навыки совместной
работы, научатся доводить начатое до конца.
У детей в процессе творческой деятельности с пластилином:
- возникнет желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных
работ;
- разовьется мелкая моторика, координация движений рук, глазомер;
- возникнет интерес к процессу и результатам работы, к творческой
деятельности.
Таким образом, данное построение кружка дополнительного образования
по пластилинографии «Чудеса из пластилина» способствует более успешному
освоению образовательной программы, особенно по художественно –
эстетическому развитию. Реализуется познавательная активность детей. Весь
подбираемый
материал
для
занятий
с
детьми,
имеет
практическую
направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный
опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений,
активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти.
Дети в интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе
обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином
ведѐтся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация
деятельности детей стимулирует их речевую активность. Дети знакомятся с
художественными
произведениями,
стихами,
загадками,
потешками,
пальчиковыми играми. У детей развиваются математические представления о
счете, размере, величине; развиваются сенсорные эталоны. Сенсорное развитие
занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии,
происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
У детей воспитываются тактильные и термические чувства пальцев.
Необходимость
подушечками
тактильного
пальцев
и
термического
обусловлена
практикой
чувства
жизни,
кончиками
должна
и
стать
необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Также данная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее
развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и психофизических
особенностей;
активно
помогает
каждому
ребенку
в
освоении
соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и
грамотно анализировать полученные результаты.
Список литературы:
1. Г. Н. Давыдова "Пластилинография" Издательство "Скрипторий, 2003"
2. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников
-Издательство" АСТ ",2002
3. Народное искусство в воспитании детей. Под редакцией Комаровой Т.
С.Издательство " Российское педагогическое агентство",1997
4. Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с
детьми 3-7 лет. Издательство "ГНОМ и Д",2004
5. Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб. Детство-пресс,1999
6. Ю.В.Рузанова
Развитие мелкой моторики рук в нетрадиционной
изобразительной деятельности
7. Г. Н. Давыдова "Пластилинография"
Детский дизайн 2 часть.
Издательство "Скрипторий, 2003"
8. Г. Н. Давыдова "Пластилинография"
Детский дизайн 3 часть.
Издательство "Скрипторий, 2003"
9. Г. Н. Давыдова "Пластилинография"
Издательство "Скрипторий, 2003"
Детский дизайн 4 часть.