Дополнительная программа художественной направленности Озорной оркестр

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида «Мечта»

ОДОБРЕНО
на педагогическом совете
МБДОУ Детский сад «Мечта»
Протокол № 1
от 31.08. 2023

УТВЕРЖДЕНА
приказом заведующего
МБДОУ Детский сад «Мечта»
____________ Н.Н.Ваулиной
Приказ № 34 от 31.08.2023 г.

Дополнительная
программа художественной направленности

«Озорной оркестр»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год

Автор – составитель:
Забоева Ирина Ивановна
педагог дополнительного
образования

г.Катайск,
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

ФИО автора-составителя

Забоева Ирина Ивановна

Учреждение

Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное
учреждение Детский сад
общеразвивающего вида «Мечта»

Наименование программы

«Озорной оркестр»

Детское объединение

Творческое объединение

Направленность программы

Художественная

Вид программы

Модифицированная

Тип программы

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа

Уровень освоения

Ознакомительный

Срок обучения

1 год

Возраст обучающихся

6-7 лет

Объем часов

30 часов

Форма организации деятельности
обучающихся

Групповая

Цель программы

Совершенствование у детей умений
и навыков в игре на детских
музыкальных инструментах

СОДЕРЖАНИЕ
2

ПАСПОРТ программы …………………………………………… 2
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка ……………………………………………. 6
- Идея программы
- Направленность программы
- Актуальность программы
- Адресат программы
- Отличительные особенности программы
- Срок реализации, объем программы, форма обучения, особенности
организации образовательного процесса.
- Возможности реализации индивидуального образовательного маршрута
- Уровень сложности содержания программы
1.2. Цель и задачи программы. Планируемые результаты …………… 9
1.3. Рабочая программа ………………..………………………………... 11
- Учебный план
- Содержание программы
- Тематическое планирование
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график ......................................................... 16
2.2. Формы аттестации (контроля) …………………………………….. 16
2.3. Оценочные материалы ……………………………………………... 16
2.4. Методический материал ..………………………………………….. 17
- Методы и принципы обучения
- Педагогические технологии
- Алгоритм учебного занятия
2.5. Информационное обеспечение ……………………………………. 18
2.6. Материально-техническое обеспечение ………………………….. 18
2.7. Список литературы и источников …................................................. 19

ПРИЛОЖЕНИЯ
3

№ 1. Диагностика сформированности умения ансамблевой игры
на детских музыкальных инструментах ………………………..... 20
III. АННОТАЦИЯ (сокращенный вариант программы) ……….... 23

4

I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Идея программы. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое
воздействие

на

общее

развитие:

формируется

эмоциональная

сфера,

совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и
жизни.
Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя
мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных
инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается
качество музыкально-ритмических движений, дети чѐтче воспроизводят ритм. Для
многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство,
внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального
развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных
отношений между детьми. В процессе игры на инструментах ярко проявляются
индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности,
сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности.
Направленность

программы.

Программа

«Озорной

оркестр»

имеет

художественную направленность. Она ориентирована на формирование у детей
художественно-эстетического вкуса, навыков точной, ритмичной игры на детских
музыкальных инструментах соло и в ансамбле, развитие и реализацию творческих
способностей дошкольников.
Актуальность

программы.

Современные

научные

исследования

свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование
основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Как
показывает практика, объем времени, отведенный на реализацию задач основной
общеобразовательной программы дошкольного образования по образовательной
области «Музыка», недостаточен для полноценной и систематической работы по
обучению детей игре на музыкальных инструментах. Данный критерий музыкального
развития имеет более низкий показатель по сравнению с другими критериями.

Поэтому программа «Озорной оркестр» является актуальной для отработки
имеющихся у детей дошкольного возраста навыков ансамблевой игры на детских
музыкальных инструментах, развития их музыкальных способностей, творческого
потенциала.
Адресат программы. Дети в возрасте 6-7 лет (подготовительный к школе
возраст) отличаются большей самостоятельностью и стремлением к самовыражению
в различных видах художественно-творческой деятельности. В этот период у
дошкольников происходит созревание такого важного качества, как произвольность
психических процессов. Качественно меняются психофизиологические возможности:
реакция, движения становятся более точными и координированными, голос
становится

звонким,

увеличивается

объем

памяти,

совершенствуется

речь.

Формируется осознанный интерес к музыке, ярче проявляется импровизирование в
любой музыкальной деятельности. Они обладают хорошо сформированным чувством
ритма: устойчивый метр, выделение сильной доли.

Могут самостоятельно

организовать музицирование пьес в двухчастной форме, распределить роли и партии
инструментов. Могут принимать участие в музицировании экспромтом, подстроиться
к звучащей музыке, найти свой способ игры на инструменте.
Отличительные особенности программы. Новизна программы заключается в
том, что создаются условия вхождения в мир искусства кругу обучающихся с
разными музыкальными данными и способностями. В процессе реализации
программы дети осваивают разные техники игры на музыкальных инструментах,
осуществляется процесс творческого выражения образов, эмоций каждого участника.
Особое внимание уделяется формированию интереса детей к творческому
музицированию, осознанию чувства солидарности, уважения при выстраивании игры
в ансамбле. Отличительной особенностью программы является набор воспитанников
по желанию вне зависимости уровня развития музыкальных способностей детей.
Срок реализации, объем программы, форма обучения, особенности
организации образовательного процесса.
Курс обучения детей ансамблевой игре на детских музыкальных инструментах
рассчитан на 1 год. Количество часов – 30: теоретических – 3,5; практических – 26,5.
Форма обучения – очная, форма проведения занятий – групповая. Занятия проводятся
6

в течение учебного года один раз в неделю по 30 минут в вечернее время. Количество
обучающихся в группе целесообразно в пределах 12-15 человек. Это способствует
эффективному освоению детьми предлагаемых умений и навыков, достаточному
объему контакта педагога с детьми.
Возможности реализации индивидуального образовательного маршрута.
Индивидуальная

программа

образовательной

деятельности

обучающегося,

составленная на основе его интересов и образовательного запроса отдельно не
составляется. Имеющиеся способности детей в игре на детских музыкальных
инструментах учитываются при подборе музыкального репертуара и индивидуальных
партий игры. Рост развития навыков обучающихся игре в ансамбле фиксируется в
диагностической карте «Диагностика сформированности умения ансамблевой игры
на детских музыкальных инструментах».
Уровень сложности содержания программы – стартовый (ознакомительный),
рассчитан на 1 год обучения.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами
федерального и регионального уровней:
1. ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017г. № 816 о
порядке применения, осуществления образовательной деятельности с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
4. Концепция развития дополнительного образования от 04.09.2014 г. письмо
Минобрнауки России от18.11.2015г. № 09-3242» «методические рекомендации по
проектированию

дополнительных

общеобразовательных

программ

(включая

разноуровневые программы).
5.

Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) – письмо
Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи
Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-32-42.
7

6. Санитарно - эпидемиологических правил и нормативов СанПиНа 2.4.4.327214» (утверждены главным государственным санитарным врачом РФ 4июля 2014г.
№41).
7.

Методические

рекомендации

по

разработке

дополнительных

общеобразовательных (общеразвивающих) программ в Курганской области от
21.07.2017 г.
8.

Приказ

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации (Минобрнауки России) от 17. 10. 2013 года №1155 «Об утверждении
федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования».
При

разработке

программы

использованы

следующих авторов: С. Бублей «Детский оркестр»;

методические

пособия

Н.Г. Кононова «Обучение

дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»;

Т.Э. Тютюнникова

«Программа. Элементарное музицирование с дошкольниками».
1.2.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

Цель: совершенствование у детей умений и навыков в игре на детских
музыкальных инструментах.
Задачи:
Личностные: учить детей взаимодействовать друг с другом, развивать навыки
коммуникации во время игры на детских музыкальных инструментах; поддерживать
инициативу и стремление обучающихся к импровизации; развивать эмоциональную
отзывчивость на исполнение музыкальных произведений;
Метапредметные: способствовать практическому усвоению детьми музыкальных
знаний, развитию творческих способностей обучающихся.
Предметные: расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной
культурой и музыкальными инструментами; отрабатывать с обучающимися приемы
игры на детских музыкальных инструментах; формировать умение слаженной игры в
ансамбле.

8

1.2.1. Планируемые результаты
К концу процесса реализации программы дети должны овладеть следующим
объемом знаний и умений.
Предметные:
- умение различать виды и характер звучания инструментов;
- знание видов оркестров, расположение музыкантов в оркестре;
- знание длительности и расположения нот, их место на пластинах металлофонов и
клавишах других инструментов;
- умение различать и воспроизводить тембр и ритм музыки на различных
музыкальных инструментах;
- знание различных приемов игры на детских музыкальных инструментах;
- умение играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп; своевременно вступать
и заканчивать игру;
- умение передавать в игре характер произведения.
Метапредметные:
- знание

и

применение

на

практике

правил

пользования

музыкальными

инструментами;
- наличие стремления проявлять артистичность при исполнении произведений,
этюдов;
- умение воспроизводить любой предложенный ритмический рисунок соло и в
ансамбле;
- умение импровизировать ритмические попевки;
- умение спокойно и выдержанно демонстрировать свои умения зрителям.
Личностные:
- проявление истинного интереса к музыкальному искусству;
- умение характеризовать музыкальное произведение по жанру, динамике, темпу,
ладу;
- наличие стремления передавать услышанное произведение, определенную тему в
собственной игре на детских музыкальных инструментах;
9

- проявление уважения к партнерам по ансамблевой игре, умение слышать друг друга.

1.3.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
1.3.1. Учебный план

№
п/п
1
1.1
1.2
2
2.1
2.2
2.3
3
3.1
3.2
3.3
4
4.1
4.2
4.3

4.4

4.5

5
5.1
5.2
6

Наименование разделов
и тем
Входящая диагностика

Количество часов
Всего
Теория Практика
Диагностика
1
1

Форма
контроля

Наблюдение,
упражнения
Исходящая диагностика
0,5
0,5
Наблюдение,
упражнения
Знакомство с понятием «Оркестр», видами оркестров.
Что такое оркестр?
1
0,5
0,5
Наблюдение,
упражнения
Оркестр народных
1
0,5
0,5
Наблюдение,
инструментов
упражнения
Симфонический
1
0,5
0,5
Наблюдение,
оркестр
упражнения
Совершенствование знаний о музыкальных звуках.
Какой он,
1
1
Наблюдение,
музыкальный звук?
упражнения
Знакомство с понятием
1
0,5
0,5
Наблюдение,
«нота».
упражнения
Звуки в ряд построю,
2
2
Наблюдение,
пляску я устрою
упражнения
Совершенствование приемов игры на музыкальных инструментах
Совершенствование
1
1
Наблюдение,
приемов игры на бубне.
упражнения
Совершенствование
1
1
Наблюдение,
приемов игры на ложках.
упражнения
Обучение приемам игры
2
0,5
1,5
Наблюдение,
на диатонических
упражнения
колокольчиках.
Совершенствование игры
1
1
Наблюдение,
на звенящих ударных
упражнения
инструментах.
Совершенствование
2
0,5
1,5
Наблюдение,
приемов игры на
упражнения
барабане.
Окружающие звуки и фантазия
Звуки я соединю, и
2
2
Наблюдение,
станцую, и спою
упражнения
Сказка дверь свою
2
2
Наблюдение,
откроет
упражнения
Игра в ансамбле
10

6.1
6.2

Отработка навыков
ансамблевой игры
Итоговое занятие «Что
умеем, то покажем».
Итого:

9,5

9,5

1

1

30

3

Наблюдение,
упражнения
Наблюдение

27

Форма аттестации обучающихся проводится дважды – в начале и конце года.
Проводится в виде выполнения практических заданий, результаты которых
фиксируются в диагностической карте «Диагностика сформированности умения
ансамблевой игры на детских музыкальных инструментах».
1.3.2. Содержание программы.
1. Диагностика
Практика: определение уровня сформированности умения детей игры на детских
музыкальных

инструментах

посредством

выполнения

тестовых

заданий

и

предложенных упражнений.
2. Знакомство с понятием «Оркестр», видами оркестров.
Теория: знакомство детей с симфоническим, духовым, народным оркестрами, с
инструментами, входящими в них, с их определенным звучанием. Знакомство с
народными инструментами: трещетка, свирель, ксилофон, рубель. Обучение приемам
игры на данных инструментах. Знакомство с движениями дирижера.
Практика: отработка точности ритмического рисунка по схеме, на слух.
Упражнение во вступлении и окончании игры по сигналам дирижера; определение
оркестра, соответствующего инструмента на слух по его тембру. Обучение игре на
ксилофоне по звукам, отработка самостоятельной игры на изученных народных
инструментах.
3. Совершенствование знаний о музыкальных звуках.
Теория: знакомство с наименованием и длительностью нот.
Практика: упражнения на закрепление знаний детей о характеристиках
музыкальных звуков, их обозначением, знаний о тембре и ладе мелодии. Отработка
умения удерживать партию инструмента, воспроизводить ритм по ритмическому
рисунку в разных жанрах. Формирование умения исполнения ритма по нотной схеме,
по сигналу дирижера. Сочинение песенок на определенный ритм, тему.
11

4. Совершенствование приемов игры на музыкальных инструментах.
4.1. Совершенствование приемов игры на бубнах
Практика: отработка приема «встряхивание», ритмичных и синхронных ударов по
бубну ладошкой, кулаком, пальцами с разной динамикой. Упражнения на
закрепление умения воспроизводить ритм по ритмической нотной схеме.
4.2.

Совершенствование приемов игры на ложках

Практика: отработка выразительной слаженной игры на ложках приемами
«ладушки», «тарелочки». Выработка навыка синхронной игры по сигналу педагога и
ритмическим схемам.
4.3.

Обучение приемам игры на диатонических колокольчиках

Теория: знакомство с диатоническими колокольчиками, формирование умения
передачи мелодии на данном инструменте.
Практика: упражнения на закрепление умения определять звуковые регистры.
Отработка умения передачи мелодии и ритма на диатонических колокольчиках.
4.4.

Совершенствование игры на звенящих ударных инструментах.

Практика: отработка точного, синхронного, выразительного исполнения партий
на металлофоне, колокольчиках, музыкальном треугольнике, бубенцах.
4.5.

Совершенствование приемов игры на барабане.

Теория: знакомство с разными видами барабанов.
Практика: отработка синхронной четкой игры на барабане, бубне, палочках в
ансамбле (на месте и в движении).
5. Окружающие звуки и фантазия.
Практика: упражнения на развитие сенсорного, мелодического и ритмического
суха детей. Отработка умения игры на инструменте в разном темпе, динамике,
характере. Сочинение ритмических рисунков для разных музыкальных жанров.
Сочинение мелодий и ритмов к образу героев, явлений. Обучение в сочинении
песенок, пьес, построенных на нескольких звуках.
6. Игра в ансамбле.
12

Практика: обучение умению слушать друг друга в ансамбле, выдерживать партию
при

совместной

игре.

Отработка

техники

игры

на

детских

музыкальных

инструментах с разной динамикой и в разных жанрах. Упражнения в определении
сильной и слабой доли, в исполнительских навыках, музыкальной и ритмической
памяти. Подготовка концертных номеров.

№
п/п

Название
раздела
програм
мы

теория

практика

1.3.3. Тематическое планирование

1

Диагности
ка
Знакомство с
понятием
«Оркестр»,
видами
оркестров.
Совершенство
вание знаний
о музыкаль
ных звуках
Совершенство
вание
приемов игры
на муз.
инструментах

02.09.

-

1

08.09.

0,5

0,5

15.09.

0,5

0,5

22.09.

-

1

29.09.

-

1

Знакомство с
понятием
«Оркестр»,
видами
оркестров.
Игра в
ансамбле
Совершенство
вание
приемов игры
на муз.
инструментах

06.10.

0,5

0,5

13.10.,
20.10.
10.11.,
17.11.

-

2

0,5

1,5

-

1

2

3

4

5

6

7
8

9

Дата

24.11.

Количест
во часов

Тема
занятий

Форма
занятия

Форма
текущего
контроля/
промежу
точной
аттестации

Входящая
диагностика.
Что такое оркестр?

групповая

Наблюдение,
упражнения
Наблюдение,
упражнения

групповая

Знакомство с
понятием «нота».

групповая

Наблюдение,
упражнения

Совершенствование
приемов игры на
бубне.
Совершенствование
приемов игры на
ложках.
Оркестр народных
инструментов.

групповая

Наблюдение,
упражнения

групповая

Наблюдение,
упражнения

групповая

Наблюдение,
упражнения

Отработка навыков
ансамблевой игры.
Обучение приемам
игры на диатонич.
колокольчиках.
Совершенствование
игры на звенящих
ударных
инструментах.

групповая

Наблюдение,
упражнения
Наблюдение,
упражнения

13

групповая
групповая

Наблюдение,
упражнения

10

Окружающие
звуки и
фантазия.

01.12.

-

1

Звуки я соединю, и
станцую, и спою.

групповая

Наблюдение,
упражнения

11

Игра в
ансамбле

08.12.,
15.12

-

2

Отработка навыков
ансамблевой игры.

групповая

Наблюдение,
упражнения

12

Окружающие
звуки и
фантазия.
Совершенство
вание знаний
о музыкаль
ных звуках
Совершенство
вание
приемов игры
на муз.
инструментах
Игра в
ансамбле

12.01.

-

1

Звуки я соединю, и
станцую, и спою.

групповая

Наблюдение,
упражнения

19.01.,
26.01.

-

2

Звуки в ряд построю, групповая
пляску я устрою.

Наблюдение,
упражнения

02.02.,
09.02.

0,5

1,5

Совершенствование
приемов игры на
барабане.

групповая

Наблюдение,
упражнения

16.02.,
09.03.

-

2

Отработка навыков
ансамблевой игры.

групповая

Наблюдение,
упражнения

Окружающие
звуки и
фантазия.
Знакомство с
понятием
«Оркестр»,
видами
оркестров.
Совершенство
вание знаний
о музыкаль
ных звуках
Игра в
ансамбле/
диагностика

16.03.,
23.03.

-

2

Сказка дверь свою
откроет.

групповая

Наблюдение,
упражнения

30.03.

0,5

0,5

Симфонический
оркестр

групповая

Наблюдение,
упражнение

06.04.

-

1

Звуки в ряд построю, групповая
пляску я устрою

13.04.,
20.04.,
27.04.,
11.05.
18.05.

-

3,5/
0,5

-

1

Отработка навыков
ансамблевой игры/
Исходящая
диагностика.
Итоговое занятие
«Что умеем, то
покажем».

Наблюдение,
упражнения,
устный
опрос
Наблюдение,
упражнение

13

14

15

16

17

18

19

20

14

групповая

групповая

Наблюдение

II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Количество учебных недель
Первое полугодие

37
с 01.09.2021 г. по 17.12.2021 г.,
15 учебных недель
с 25. 10. 2021 г. по 29.10.2021 г.,
20.12.2021 г. по 30.12.2021 г.
3 учебные недели
с 01.11.2021 г. по 05.11.2021 г.
с 31.12.2021 г. по 09.01.2022 г.
с 10.01.2022 г. по 27.05.2022 г.
18 учебных недель
с 28.02.2022 г. по 04.03.2022 г.
1 учебная неделя
с 02.05.2022 г. по 06.05.2022 г.

Творческие каникулы
Праздничные дни
Второе полугодие
Творческие каникулы
Праздничные дни

2.2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ (КОНТРОЛЯ)
Для оценки результативности занятий программы применяется первичный,
промежуточный и итоговый контроль. Цель контроля – определение уровня
сформированности у детей умения ансамблевой игры на детских музыкальных
инструментах. Первичная и итоговая диагностика осуществляются в процессе
изучения уровня музыкального развития дошкольников в начале и конце учебного
года. Она позволяет определить индивидуальный рост каждого участника программы
и общий критерий эффективности курса. Промежуточная диагностика осуществляется
в процессе наблюдения за деятельностью детей во время занятий. Она позволяет
определить уровень заданий для каждого обучающегося, оркестровую партию,
музыкальный материал.

15

2.3. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Критерии сформированности умения детей ансамблевой игры на детских
музыкальных инструментах оцениваются по 3-балльной шкале:
3 балла – самостоятельное, точное, безошибочное воспроизведение материала;
2 балла – выполнение задания с 1-2 ошибками, с направляющей помощью педагога;
1 балл – неточное выполнение задания, но близкое по замыслу, наличие способности
исправить ошибки при совместной работе с педагогом.
В соответствии с оценкой критериев определяются уровни сформированности
умения детей игры на детских музыкальных инструментах: высокий, средний,
низкий.
Полученные результаты фиксируются в таблице (приложение 1).
2.4. МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
2.4.1. Методы и принципы обучения
Методы обучения:
1. Словесный (беседа, объяснение).
2. Наглядный (использование игрушек, картин, иллюстраций, дидактических игр,
показ приемов игры педагогом или ребенком).
3. Стимулирующий (выступление перед детьми или взрослыми).
4. Практический (повторение и закрепление приемов игры на различных
музыкальных инструментах).
5. Самостоятельная музыкальная деятельность (игра на детских музыкальных
инструментах под косвенным руководством взрослого.)
Принципы обучения:
 Создание непринужденной и доброжелательной обстановки на занятиях.
 Учет

возрастных

особенностей

воспитанников.

Подготовка

восприятию
различной аудиальной информации через собственные ощущения.
 Последовательное усложнение поставленных задач.
 Принцип преемственности.
16

ребенка

к

 Принцип положительной оценки.
2.4.2. Педагогические технологии
Для успешного совершенствования умения обучающихся ансамблевой игры на
музыкальных инструментах используются следующие педагогические технологии:
- Педагогическая технология элементарного музицирования К.Орфа, основанная
на связи музыки, движения и речи;
-

Технология

элементарного

музицирования

с

дошкольниками

Т.Э.

Тютюнниковой.
2.4.3. Алгоритм учебного занятия
Занятия проводятся в групповой форме, имеющих следующую структуру:
1.

Музыкальная грамота.

Цель: расширение представлений о музыке (в частности инструментальной), об
основных средствах выразительности.
2.

Ритмические и рече-ритмические игры и упражнения.

Цель: развитие и тренировка чувства метро - ритма.
3.

Разучивание и исполнение музыкальных произведений.

Цель: обучение навыкам коллективной игры, развитие чувства ансамбля.
4.

Творческое музицирование.

Цель: обучение детей импровизационно обращаться со знакомым материалом.
2.5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Информационное обеспечение включает в себя иллюстративный и видеодидактический материал (картотека игр на развитие чувства ритма, ритмические
цепочки, схемы оркестров; игры на развитие звуковысотного слуха детей, карточки с
изображением инструментов, игры на развитие ладового чувства, фото и видео
оркестров).
2.6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСПЕЧЕНИЕ
К материально-техническому обеспечению программы относятся:
- музыкальный зал для занятий группы, удовлетворяющий санитарно-гигиеническим
требованиям;
17

-

детские

музыкальные

инструменты,

народные

инструменты,

игрушки

–

инструменты симфонического оркестра (труба, скрипка, флейта);
- оборудование, необходимое для реализации программы (компьютер, принтер,
ноутбук, проектор, экран).

2.7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Для педагога:
1. Белова В.В., Кульпедина М.Е. Дополнительное образование: требования к его
содержанию. - М., 2001.
2. Бублей С. Детский оркестр /Пособие для музыкальных руководителей детских
дошкольных учреждений. Издание 2-е. – Ленинград, 1989.
3. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных
инструментах /Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского
сада. – М., 1990.
4. Музыка в детском саду. Музыка на занятиях /Сост. Н.А. Ветлугина– М., 1968.
5. Музыка в детском саду. Песни, игры, пьесы /Сост. Н.А. Ветлугина– М., 1968.
Интернет сайты
1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/04/24/t-e-tyutyunnikova-uchus-tvoritelementarnoe-muzytsirovanie-muzyka-rech
Для воспитанников:
1. Конкевич С.В. Музыкальные инструменты /Картотека предметных картинок. –
СПб., 2020.
Для родителей:
1. Бублей С. Детский оркестр /Пособие для музыкальных руководителей детских
дошкольных учреждений. Издание 2-е. – Ленинград, 1989.
2. Конкевич С.В. Музыкальные инструменты /Картотека предметных картинок. –
СПб., 2020.
18

3. Путешествие в удивительный мир музыки. Советы родителям / Сост.
С.В.Конкевич. – СПб, 2014.

Приложение 1.
Диагностика сформированности умения ансамблевой игры
на детских музыкальных инструментах (стимульный материал).

КО

НК

КО

Выразительность
исполнения

Общий
балл по
ребенку

НК

КО

Умение передавать
динамические изменения
мелодии
НК

КО

Умение подбирать попевку
на заданный текст
НК

КО

Умение играть в ансамбле
слаженно, сосредоточенно
НК

КО

Умение выдерживать ритм в
соответствии с темой
НК

КО

Умение воспроизводить
ритм на слух
НК

КО

КО

Умение различать тембр
звучания инструментов
НК

КО

НК

Знание детьми ударношумовых музыкальных
инструментов

ребенка

НК

Ф.И.

Умение воспроизводить ритм
по ритмической схеме

Таблица 1. Результаты сформированности умения детей игры на детских
музыкальных инструментах на начало курса, конец обучения

Итого:

Оценка критериев:
3 балла – самостоятельное, точное, безошибочное воспроизведение материала;
2 балла – выполнение задания с 1-2 ошибками, с направляющей помощью педагога;
1 балл – неточное выполнение задания, но близкое по замыслу, наличие способности
исправить ошибки при совместной работе с педагогом.
19

Уровни

сформированности

умения

детей

игры

на

детских

музыкальных

инструментах:
Высокий – 19-24 баллов
Средний – 9-18 баллов
Низкий – 1-8 баллов

Задание 1.
Назвать музыкальные инструменты, которые знает ребенок.
Назвать инструменты, изображенные на картинках (бубен, барабан, колокольчик,
муз. молоточек, ложки, металлофон, бубенцы, погремушка).
Задание 2.
Детям предлагается на слух определить звучание перечисленных инструментов.
Педагог проигрывает ритм за ширмой, дети называют инструмент, издающий звук.
Задание 3.
Педагог выкладывает перед каждым ребенком определенный ритм. Дети должны
воспроизвести его на ударно-шумовом инструменте.
Задание 4.
Стимулирующий материал: начало обучения – детская песня "Дин-дон", конец
обучения – М. Красев "Ёлочка".
Педагог поет вместе с ребенком песню и одновременно прохлапывает ритмический
рисунок песни. Затем исследуемый должен самостоятельно прохлопать ладошками
ритмический рисунок песни без голосового сопровождения.
Задание 5.
Стимулирующий материал: начало обучения – «Мишка с куклой» М.Качурбина,
конец обучения – "В траве сидел кузнечик" В. Шаинский.
Ребѐнок держит темп равномерным отстукиванием на ударно-шумовом инструменте.
После пробы своей "партии" ребѐнок играет "вступление" (два такта), а затем к игре
подключается педагог (он исполняет мелодию с аккомпанементом).
20

В случае правильного исполнения мелодии в умеренном темпе, ребѐнку далее
предлагается сыграть про "шаловливого кузнечика" в быстром темпе (80-90 ударов в
минуту), и про "ленивого кузнечика" в медленном темпе (50-60 ударов).
Задание 6.
Стимулирующий материал: начало обучения – Е. Теличеева «Громко-тихо», конец
обучения – К.Лонгшамп-Друшкевичова "Марш дошкольников".
Ребѐнку предлагается поиграть в игру "Громко-тихо". Педагог играет на фортепиано,
а ребѐнок - на бубне или барабане повторяет динамику игры за педагогом. Затем
педагог исполняет музыкальный фрагмент так, чтобы звучание музыки то
усиливалось, то ослаблялось; ребѐнку предлагается повторить динамику звучания на
предложенных интсрументах.
Задание 7.
Стимулирующий материал могут составить простые попевки или песенки. Сначала
ребѐнку предлагается спеть любую известную ему песенку; затем повторить голосом
мелодию,

сыгранную

педагогом

на

инструменте;

подобрать

мелодию

по

определенному сюжету самостоятельно.
Выразительность исполнения игры на детских музыкальных инструментах и
умение слаженной игры в ансамбле определяется педагогом по наблюдению процесса
игры ребенка. Выразительность исполнения – яркое, эмоциональное исполнение
оценивается 3 баллами, спокойное исполнение, без проявления суетливости,
застенчивости или скованности оценивается 2 баллами. Проявление у ребенка
напряженности во время игры на музыкальном инструменте оценивается 1 баллом.
Умение слаженной игры в ансамбле – точная, выдержанная игра на инструменте в
унисон с партнером, верное самостоятельное начало и окончание игры оценивается 3
баллами. Вступление в игру по показу педагога или партнера ансамбля, недостаточно
уверенная, но правильная передача ритма – 2 балла. Допущение ошибок при передаче
ритма, несвоевременное вступление и окончание игры на инструменте – 1 балл.

21

III. АННОТАЦИЯ (сокращенный вариант программы)
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

художественно-эстетической направленности «Озорной оркестр» разработана с
целью совершенствования у детей умений и навыков в игре на детских музыкальных
инструментах. Данное направление выбрано на основе социального заказа общества,
возрастных особенностей и интересов детей и их родителей. Курс обучения
рассчитан на один год и предполагает решение следующих задач:
Личностные: учить детей взаимодействовать друг с другом, развивать навыки
коммуникации во время игры на детских музыкальных инструментах; поддерживать
инициативу и стремление обучающихся к импровизации; развивать эмоциональную
отзывчивость на исполнение музыкальных произведений;
Метапредметные: способствовать практическому усвоению детьми музыкальных
знаний, развитию творческих способностей обучающихся.
Предметные: расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной
культурой и музыкальными инструментами; отрабатывать с обучающимися приемы
игры на детских музыкальных инструментах; формировать умение слаженной игры в
ансамбле.
Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, навыкам точной,
ритмичной игры соло и в ансамбле, дети открывают для себя мир музыкальных
звуков, развивают и реализуют свои творческие способности.

Именно поэтому

программа рассчитана на всех детей, не зависимо от уровня их музыкального
развития, в чем и заключается ее новизна. Набор участников курса ведется по
22

желанию, диагностика сформированности умения ансамблевой игры на детских
музыкальных инструментах проводится с целью определения личного роста ребенка.
Количество обучающихся в группе целесообразно в пределах 12-15 человек. Это
способствует эффективному освоению детьми предлагаемых умений и навыков,
достаточному объему контакта педагога с детьми.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».