программа дополнительного образования по театрализованной деятельности с детьми 3-6«В гостях у сказки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида «Мечта»

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом МБДОУ
Детский сад «Мечта»
(протокол от 31.08.2023 № 1)

УТВЕРЖДЕНО
приказом МБДОУ Детский сад «Мечта»
от 31. 08 .2023 № 34
Заведующий ________Н.Н.Ваулина

Программа
дополнительного образования по театрализованной
деятельности
для детей дошкольного возраста 3-7 лет

«В гостях у сказки»

Составитель:
Музыкальный руководитель
Бушухина Н.А.

Катайск

ОГЛАВЛЕНИЕ
Паспорт Программы

3

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка

5

1.2. Цель и задачи программы

9

1.3.Планируемые результаты к концу 4 года обучения

10

1.4.Содержание программы на 4 года обучения

11

2. Первый год обучения
2.1. Особенности развития детей 3-4 лет

16

2.2. Цель и задачи 1 год обучения

18

2.3. Планируемые результаты 1 год обучения

19

2.4. Тематический план 1 год обучения
3.КОМПЛЕКС

ОРГАНИЗАЦИОННО

20
-

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

УСЛОВИЙ
3.1.Условия реализации программы

30

3.2. Формы аттестации

31

3.3 Оценочные материалы

32

3.4. Список литературы

39

2

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование
программы

«В гостях у сказки», программа по развитию театральных
способностей у детей 3-7 лет

Основание для
разработки
программы

- Конституция Российской Федерации;
-Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об
образовании в РФ»;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- СанПиН – 2.4.1.3049–13 от 15.05.2013 № 26
- Письмо Минобразования РФ от 14.03.00г. №65-23-16 «О
гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на
детей дошкольного возраста в организованных формах
обучения»;
- Сорокина, Н.Ф., Миланович, Л.Г. Театр – творчество –
дети
- Каява, О.В. Театр и дети
- Устав МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида
«Мечта»

Заказчик
программы

Родители (законные представители) воспитанников
МБДОУ Детского сада общеразвивающего вида «Мечта»

Организацияисполнитель
программы

Администрация МБДОУ Детский сад общеразвивающего
вида «Мечта»

Составители
программы
Целевая группа

Бушухина Н.А. музыкальный руководитель

Цель Программы
Задачи
программы

Дети дошкольного возраста 3-7 лет
Развитие сценического творчества детей 3-7
средствами театральных игр и игр-представлений.

лет

 Приобщать детей к театральной культуре
(знакомить с театральными жанрами, видами
театров).
 Обучать элементам актерского мастерства (мимика,
жест, движения, интонация).
 Способствовать
развитию
сферы
чувств,
воображения, фантазии, сценического творчества,
коммуникативных
умений
средствами
театрализованных игр.
3

Планируемые
результаты

В ходе реализации Программы дети
 овладеют элементарными навыками театральной
культуры;
 научатся понимать эмоциональное состояние
персонажа и выражать его через пластические
движения, жесты и мимику;
 овладеют
доступными
возрасту
навыками
сценического творчества.

Координация и
контроль
реализации
программы

Осуществляется администрацией МБДОУ Детского сада
общеразвивающего вида «Мечта».
Отслеживание результативности предусмотрено в
различных формах:
 спектакли для детей и родителей (законных
представителей);
 участие в качестве персонажей на праздниках,
развлечениях,
концертах,
показательных
мероприятиях

Механизм
реализации
программы

Администрация ДОУ:
- анализирует ход выполнения мероприятий по
реализации программы;
- вносит предложения по ее корректировке;
-осуществляет организационное, информационное и
методическое обеспечение реализации программы.

Краткая
характеристика
программы

В программе систематизированы средства и методы
театрально-игровой
деятельности,
обосновано
распределение их в соответствии с психологопедагогическими особенностями этапов дошкольного
детства. Обосновано поэтапное использование отдельных
видов детской творческой деятельности в процессе
театрального воплощения.

4

1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании
новые требования к подготовке детей к школе, среди которых и развитие у
них творческих способностей.
Под

творческими

способностями

понимают

индивидуальные

особенности человека, которые определяют успешность выполнения им
творческой деятельности различного рода, требующей от человека не
шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления,
быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к
решению больших и малых проблем.
Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке.
При благоприятных условиях любой ребенок может проявить себя.
Одной из наиболее эффективных видов деятельности, создающих
условия для развития творческих способностей детей дошкольного возраста
является театрализованная деятельность. Именно драматизация, связывает
художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает
огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Драматизация или театральная постановка представляет самый частый
и распространенный вид детского творчества. Наибольшая ценность детской
театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация
непосредственно связана с игрой (Л.С. Выготский, Н.Я. Михайленко),
поэтому наиболее синкретична, т.е. содержит в себе элементы самых
различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли,
инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.
В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде.
Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо
воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает
выразительные

средства,

перенимает

их

от

старших.

Большое

и

разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка
5

позволяет

использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого

педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом
удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной
деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена,
она может удовлетворять разносторонние интересы детей.
В процессе

освоения театрализованной деятельности у детей

обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки
связной речи, расширяется интонационный диапазон, что немало важно для
детей, имеющих речевые нарушения.
Однако

практика

показывает,

что

развивающий

потенциал

театрализованной деятельности используется недостаточно. Это объясняется
- недопониманием значения театрализованной деятельности для развития
ребенка; отсутствием у дошкольников опыта восприятия театрального
искусства; применением театральных игр в виде «зрелища» на праздниках;
невмешательством взрослого в театрализованную игру. Следствием является
полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей старшего
дошкольного возраста.
сформирована

Вместе с тем у дошкольников зачастую не

готовность

к

самостоятельной

театрализованной

деятельности.
Вот почему данная программа актуальна, она ориентирована на
всестороннее развитие личности ребенка, направлена на гуманизацию
воспитательно-образовательной

работы

с

детьми,

основана

на

психологических особенностях развития детей в детском саду.
Новизной программы является систематизация средств и методов
театрально-игровой деятельности, обоснованное использование разных
видов

детской

творческой

деятельности

в

процессе

театрального

воплощения.
В программе систематизированы средства и методы театральноигровой деятельности, обосновано поэтапное использование отдельных
видов

детской

творческой

деятельности

в

процессе

театрального

воплощения.
6

Основными методами работы в данной программе являются:
Словесные методы: метод творческой беседы (предлагает

1.

введение детей в художественный образ путѐм специальной постановки
вопроса, тактики ведения диалога).
Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает

2.

способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребѐнка к
самостоятельному действию).
Метод моделирования ситуаций: создание вместе с детьми

3.

сюжетов моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать
способы художественно-творческой деятельности.
Практические методы: посещение театральных спектаклей

4.

с последующим анализом; изготовление атрибутов к спектаклю, просмотр на
видеозаписи своих мини-спектаклей и последующее обсуждение; подбор
произведений для театрализации согласно возрастным особенностям, участие
в игре, придумывание сказок.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
- спектакли для детей и родителей (законных представителей);
- участие в качестве персонажей на праздниках и развлечениях ДОУ.
Принципы организации театрально-игровой деятельности с
дошкольниками
Концепция

программы

построена

на

основных

педагогических

принципах, следование которым обеспечивает реализацию ее целевого
назначения.
Принцип «спирали». Обучение с детьми осуществляется, подобно
спирали, виток за витком повторяет, усложняет, углубляет цели и методы
работы на каждом возрастном этапе;
Принцип эвристичности. Принципиальным условием для появления и
развития театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста
является наличие образовательной среды, которая стимулирует развитие их
творческих

способностей.

руководствоваться

При

принципом

создании

такой

эвристичности,

так

среды

необходимо

как

центральным
7

элементом творчества является озарение, что связано с нахождением нового,
оригинального

решения

проблемы.

В

эвристичной

среде

заложена

информация, которая сразу себя не обнаруживает, а побуждает ребенка к
поиску. Если среда неисчерпаема, информативна, она дает возможность
открытий (эврика – «Я нашел!»), удовлетворяет потребность ребенка в
новизне, которая обнаруживается им по ходу действий.
Принцип
совместной

единства процессов

деятельности.

интеграции

Фундаментом

этого

организация совместной деятельности детей

и

дифференциации

принципа

является

и педагога на основе

взаимопонимания и взаимопомощи. Данный принцип предполагает также
развитие

игровой

инициативы,

самостоятельности

детей,

частичную

передачу им полномочий и ответственности.
Принцип

отсутствия

принуждения

предполагает,

что

при

организации театрально-игровой деятельности и ее руководстве исключается
всякое принуждение детей, противоречащее сущности этой деятельности.
Принцип поддержания игровой атмосферы предполагает создание
условий для поддержания интереса детей к театрально-игровой деятельности
посредством использования разнообразных методов и приемов.
Принцип

взаимосвязи

игровой

и

неигровой

деятельности.

Руководствуясь этим принципом, педагог способствует тому, чтобы смысл
игровых действий постепенно был перенесен в жизненный опыт детей и
наоборот, знания, полученные в быту, на занятиях, были перенесены в их
игровую деятельность, что содействует дальнейшему воспитанию, обучению
и развитию детей в школьные годы.

8

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью программы является:
Создание

благоприятных

условий

способствующих

развитию

художественного самовыражения детей дошкольного возраста.
Для решения поставленной цели были сформулированы задачи:
1. Развивать

природные

задатки,

творческие

способности,

эмоциональную сферу, психические процессы детей.
2. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру
речи, интонационный строй, диалогическую речь.
3. Учить элементам художественно-образных выразительных средств.
4. Способствовать развитию сопереживательных чувств (со – понимание,
со –участие, со – действие, со – доверие, со – терпимость, со – радость
и.т.д.), и

навыков творческого сотрудничества со сверстниками и

взрослыми в театрально – практической деятельности.
5. Формировать понятия добра и зла.

9

1.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К КОНЦУ 4 ГОДА
Результат
1. Ребѐнок понимает некоторые эмоциональные
состояния другого человека и умеет выразить
своѐ состояние
2.У ребѐнка развит устойчивый интерес к
театрально-игровой
деятельности.
С
удовольствием участвует в драматизации
знакомых
произведений,
создавая
образ
персонажа, пользуется мимикой, жестами,
выразительными движениями, интонацией
3. Ребѐнок умеет связно и выразительно
пересказывать сказки, рассказы, стихотворения;
составляет небольшие сказки на основе моделей;
умеет придумывать сказку на предложенную
тему, по картинкам; может выстроить сюжет в
соответствии с заданной темой, соблюдая
структурные элементы высказывания (начало,
середина, конец), охотно поддерживает беседу с
взрослыми и сверстниками; формулирует полные
предложения
4.В группе создан комфортный психологический
климат, у детей наблюдается снижение
зажатости, проявление взаимопомощи.

Способы проверки
Беседы с психологом,
наблюдения
Диагностика
Н.Ф.Комаровой
«Определение
развития игры»

уровня

Наблюдение,
собеседование,
творческое задание

Наблюдение

10

1.4.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО 4 ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
Программа: «В гостях у сказки» рассчитана для детей младшего,
среднего и старшего дошкольного возраста.
Возрастные группы делится на ступени, каждая из них имеет своѐ название,
цели, задачи, предполагаемый результат.
2 младшая группа - I ступень
«Наши первые шаги»
Это этап сенсорно – двигательного освоения ребѐнком окружающей
действительности, накопления эмоциональных впечатлений, начало общения
маленького человека с миром.
Цель: Первоначальное освоение художественно – театрального искусства.
Задача: Пробуждать и прививать у детей эмоциональный интерес к
театральной кукле (пальчиковый театр, театр картинок, театр рукавичек,
настольный театр).
Длительность занятия: 10 – 15 минут.
Количество: 1 занятие в неделю.
Средняя группа - II ступень
«Играя, мы познаѐм и творим»
На этом этапе дети начинают более активно воспринимать всѐ то, что их
окружает, проявляется заинтересованное отношение к предметам, разным
сторонам жизни, формам, краскам, звукам и.т.д.
Цель: Первоначальное творческое приобщение детей к окружающему миру
и накопление опыта отношения к нему.
Задача: Вовлекать детей в творческое освоение окружающего мира
(природы, предметной среды, людей, животных), обогащать их чувства и
ощущения.
Длительность занятия: 15 – 20 минут.
Количество: 1 занятие в неделю.

11

Старшая группа - III ступень
«Мы познаѐм театральное мастерство»
На данном этапе происходит развитие важнейших для творческой
деятельности способностей. Дети начинают передавать душу произведений,
их характер, настроение, обретают и понимают внутренний смысл, который
делает образы живыми, эмоциональными и выразительными.
Цель: Первоначальное развитие умений вглядываться и видеть красоту
театрального искусства, художественных произведений.
Задача: Учить

ощущать гармонию своего тела, мыслей с окружающим

миром.
Длительность занятия: 20 – 25 минут.
Количество: 1 занятие в неделю.
Подготовительная к школе группа - IV ступень
«Мы познаѐм реальный мир и мир фантазий»
Довольно развитая речь, наблюдательность, эмоциональная, зрительная
память, умение коммуникативно действовать со сверстниками и взрослыми
выводят детей этого возраста на новую ступень познания.
Цель: Первоначальное развитие актѐрской фантазии и творческого
воображения.
Задача:

Совершенствовать

импровизационные

возможности

детей,

побуждать к поиску выразительных средств, для передачи характерных
особенностей персонажей спектакля.
Обогащать жизненный опыт детей путем проигрывания разнообразных
встречающихся ситуаций в повседневной жизни.
Длительность занятия: 25 – 30 минут.
Количество: 1 занятие в неделю.

12

На занятиях по театрализации будут использованы следующие виды
деятельности .
1.
Основы театральной культуры
Данный раздел способствует формированию представлений детей о театре,
знакомство с его устройством, приобщение к театральной культуре.
Основными формами работы являются: беседы о театре, театральных
профессиях, правилах поведения в театре;

посещение театральных

спектаклей; участие в утренниках ДОУ. Беседы и викторины о театральном
искусстве, созданные на основе книг Ю. Алянского "Азбука театра ", И.А.
Андриановой – Голицыной "Я познаю мир: Детская энциклопедия: «Театр».
2.Культура и техника речи

Этот

вид

деятельности

включает

развитие

речевого

дыхания,

артикуляционного аппарата, дикции, а так же способствует развитию умения
пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивлѐнно,
сердито; строить диалоги.
Навык четкого произношения формируется через игры и упражнения;
скороговорки, чистоговорки, потешки, стихи, мини- этюды, игры на пальцах.
Используются задания по культуре и технике речи И.Р. Калмыковой .
3.Театральная игра

Данный вид творческой деятельности способствует развитию навыков
общения и взаимодействия в игре, учит детей договариваться с партнѐром,
подчиняться

правилам.

Развивает

фантазию,

логическое

мышление,

познавательный интерес, сообразительность и включает игры – словесные,
сказкотерапии, на развитие воображения, драматизации, с движениями,
пантомимы. Специальные театральные игры Э.Г. Чуриловой, Л.И. Царенко
готовят детей к действию в сценических условиях, где всѐ является
вымыслом, развивают воображение и фантазию.
4.Ритмопластика
Раздел состоит из основ актѐрского мастерства, самостоятельной театральной
деятельности, пантомимики, танцевального творчества, пиктограмм и
предполагает обучение детей имитации характерных действий персонажей
сказок, развивает умение разыгрывать сценки, мини-сценки по знакомым
13

сказкам, стихотворениям с использованием атрибутов, элементов костюмов,
декораций. Воспитанники учатся различать в музыке разнообразное
эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой,
а так же находить эмоциональный отклик и желание двигаться под музыку.
Для этого используются: этюды М. Чистяковой, фонограммы, атрибуты,
костюмы, декорации необходимые для данных упражнений, средства из
предметного окружения по собственному замыслу. Ритмопластические
упражнения А.Е. Антипиной, Э.Г. Чуриловой предполагают развитие
двигательной способности, пластической импровизации.
Изучение программного материала начинается с несложных заданий,
которые постепенно, с накоплением опыта детей, усложняются.
Виды
творческой
деятельности
Театральная
игра

Ритмопластика

Культура
техника речи

Содержание
деятельности

Задачи

Словесная игра.
Игра-терапия. Игры
на развитие
воображения. Игрыдраматизации. Игры
с движениями.
Пантомима.

Способствовать развитию навыков
общения и взаимодействия детей в
игре. Учить детей договариваться
с
партнѐром,
подчиняться
правилам. Развивать фантазию
детей, логическое мышление,
познавательный
интерес,
сообразительность.
Учить
детей
имитировать
характерные действия персонажей
сказок. Развивать умение детей
разыгрывать сценки, мини-сценки
по
знакомым
сказкам,
стихотворениям с использованием
атрибутов, элементов костюмов,
декораций. Учить слышать в
музыке разное эмоциональное
состояние и передавать его
движениями, жестами, мимикой.
Вызвать эмоциональный отклик и
желание двигаться под музыку.

Атрибуты,
необходимые
для игры.

Развивать речевое дыхание и
артикуляционный
аппарат;
развивать
дикцию.
Учить
пользоваться
интонациями,
произнося
фразы
грустно,
радостно, удивлѐнно, сердито.
Учить
строить
диалоги.
Совершенствовать навык четкого

Игры и
упражнения;
Скороговорки,
чистоговорки,
потешки, стихи,
мини- этюды.
Игры на пальцах
(В.Цвынтарная).

Основы актѐрского
мастерства.
Самостоятельная
театральная
деятельность.
Пантомимика.
Танцевальное
творчество.
Пиктограммы.

и Игры и упражнения
на
развитие
дыхания,
правильной
артикуляции,
скороговорки,
потешки,
стихи.
Составление

Средства
обучения

Этюды
М.Чистяковой;
фонограмма;
атрибуты,
костюмы,
декорации
необходимые
для данных
упражнений;
выбор средств
из предметного
окружения по
собственному
замыслу.

14

Основы
театральной
культуры

простейших рифм.
Беседы о театре, о
театральных
профессиях,
о
правилах поведения
в театре; посещение
театральных
спектаклей, участие
в утренниках ДОУ.

произношения.
Формировать представление детей
о театре, знакомить с его
устройством;
познакомить
с
правилами поведения в театре;
приобщать
к
театральной
культуре.

Набор открыток,
фотографий
театров,
литература
о
театрах.

15

2.1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 3-4 ЛЕТ
Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в
это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми,
сверстниками, с предметным миром.
В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в
группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.
Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук
и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения.
В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет,
пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и
детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком
механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких
частей, изображать в игре зверей и птиц.
Ребенок 3-4лет отличается высокой речевой активностью; его словарь
содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек,
песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется
окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно
пополняется.
Дети этого возраста принимают участие в режиссерских играх по
сюжетам сказок, стихотворений, мультипликационных фильмов, несложных
иллюстраций и картинок. Осваивают способы показа сценок при помощи
игрушек, выполнение несложных игровых заданий («покажи, как Колобок
убегал от волка», «покажи, как Машенька легла спать в мишуткину
кроватку» и пр.), могут использовать способы передвижения игрушек по
игровому пространству, действуют с двумя игрушками (две куколки идут на
прогулку; волк догоняет зайчика; Машенька прячется от медведя и др.),
осваивают способы их озвучивания — ролевой речи и комментарии («Мишка
идет, топ-топ», («Зайчик испугался волка и убежал»). Проявляют желания
отвечать на вопросы воспитателя о происходящем в игре, о том, что
произойдет дальше, активно реагируют на появление нового игрового
16

персонажа, на проблемные ситуации («Шла Машенька по лесу и
заблудилась. Кто помог ей найти дорогу домой?»).
Активно и с интересом участвуют в играх-имитациях, осваивают
характерные движения и звукоподражания на основе примера взрослых:
наседка и цыплята, кошка и котята, самолеты, автомобили, комарики и т.п.
Отражают характерные действия («Мы — мышки, бегаем тихо-тихо и
пищим, мы ищем сыр и сухарики»). Могут самостоятельно воспроизводить
игровые действия, соответствующие тексту стихотворения, потешки;
выполняют различные движения под музыку: скакать как лошадки, летать
как бабочки. Пытаются создавать игровые образы в соответствии с разным
настроением музыки, ее темпом: изображать неуклюжих медведей, веселых
зайчиков, птиц, цветы, раскрывающиеся под лучами солнца и засыпающие
вечером. Участвуют

в совместных со сверстниками играх-имитациях,

поддерживают проявления воображения и творчества: кружатся снежинки,
летят большие и маленькие птицы, веселые и грустные бабочки и т. п.
При поддержке взрослого создают игровые образы и отражают их в
движениях в разном темпе («Маленькие ножки бегут по дорожке, огромные
ноги бредут по дороге; бабочки летают — солнышко сияет, дождик полил —
крылышки замочил, трудно лететь — на цветочек нужно сесть»).
Проявляются первые желания импровизировать с персонажами пальчикового
театра (на пальцы надеваются головки зверюшек или кукол), с кукламиварежками (на варежку нашиваются аппликации мордочек зверей); дети
передают игровые действия, сопровождая их речью, вступают в игровой
диалог с другим ребенком.
Детям данного возраста
готовность

самостоятельно

свойственны высокая эмоциональность,
воспроизводить

действия

и

поступки,

одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен.

17

2.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
I ступень - «Наши первые шаги»
Цель:
Первоначальное освоение художественно – театрального искусства.
Задачи:
1.Пробуждать и прививать у детей эмоциональный интерес к театральной
кукле (пальчиковый театр, театр картинок, театр рукавичек, настольный
театр).
2.Формировать интерес к эстетической стороне окружающей
действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям
окружающего мира, произведениям искусства.
3. Учить детей перевоплощаться в изображаемый образ, используя
различные средства выразительности (движения, позы, жесты, мимику).
4. Развивать речь детей, расширять словарный запас, добиваться правильного
и чѐткого произношения слов.
5. Развивать умение сопереживать персонажам сказок, потешек, попевок
и.т.д.
6. Развивать музыкальные способности: музыкальный слух, чувства ритма,
музыкальную память, песенный и музыкальный вкус ч\з использование
песен, музыкальных игр, музыкальных этюдов.

18

2.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Критерии

Показатели

Проигрывать ролевые диалоги с игрушкой

Ролевое
взаимодействие
с
игрушкой наблюдается у 60%
детей
Эмоционально откликаться на восприятие 100 % детей эмоционально
реагируют
на
восприятие
русского фольклора
русского фольклора
Участвовать в мини – этюдах, мини сказках
80% детей выступают на
утренниках и развлечениях
Активно участвовать в играх с музыкальным 100%
детей
с
желанием
участвуют в данных играх
сопровождением
Активно участвовать в играх со стихотворным 70% детей чѐтко и с выражением
сопровождением
Перевоплощаться
используя

читают стихи, попевки, потешки.
в

изображаемые

различные

выразительности (позу, жесты, мимику)

образы 60% детей используют средства
средства выразительности
разыгрывании

в
сценок,

мини

этюдах, музыкальных играх
Сочинять небольшие попевки на отдельные 40%
слоги (Баю- баю, ля –ля, топ- топ и.т.д)

детей

свободно

могут

сочинить небольшую попевку

19

2.4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИВАНИЕ
Использование авторской методики Н. Сорокиной «Театральные занятия с куклами»
журнал «Музыкальный руководитель» начало №6 – 2007г.- окончание №5 - 2008г.
№
занятия
сентябрь
1

Тема

Программные задачи

Методические приемы

«Рада встрече с
вами»

Прививать интерес к театрально- игровой
деятельности. Знакомить с куклами
настольного театра. Создать положительные
эмоции и благоприятный климат для
конструктивного взаимодействия

2

«Мы пришли в
театр»

Развивать коммуникативные способности,
желание участвовать в театрализованных
представлениях,
умение
слушать,
запоминать, повторять за педагогом.

3

«В гостях у
весѐлой
потешки»

Формировать
умение концентрировать
внимание на игрушке, наблюдая за
действиями педагога, подпевая отдельные
слова песни. Вызвать желание принимать
участие
в
игре
с
музыкальным
сопровождением, эмоционально реагируя на
происходящее. Познакомить детей с
театром картинок. Побуждать принимать
участие в кукольном спектакле, повторяя за

1.Муз. разминка «Здравствуйте
ребята».
2.Этюд «Поприветствуем друг друга и
героев – гостей»
3.Музыкальная игра «А у нас в
домушке»
1.Муз. разминка
2.Рассказ о театре (виды театров).
Иллюстрации.
3.Просмотр
настольного
театра
«Весѐлый оркестр».
1.Муз. разминка
2.Музыкальная игра «Кошка и
котята»
3.Знакомство
с
приѐмами
кукловождения театра картинок к
потешке «Курочка –рябушичка»
4.Разыгрывание спектакля картинок
«Наши уточки с утра»

20

педагогом отдельные реплики действующих
лиц потешки. Учить использовать трещотки
в шумовом оркестре для сопровождения
движения театральной куклы.

4

октябрь

«На прогулку с
животными»

«Козочки резвушки»

5

6

«Волк и лиса –
неразлучные
друзья»

Учить проговаривать фразы с различной
силой
голоса,
эмоционально
воспроизводить приветственные интонации,
активизировать
лексику.
Развивать
подражательные навыки.
Формировать
умение концентрировать
внимание
на
театральной
кукле
пальчикового театра, отвечать на вопросы
по содержанию.
Учить детей сочетать напевную речь с
пластическими движениями, проговаривать
заданную фразу с определѐнной интонацией
в сочетании с жестами. Воспитывать
коммуникативные
навыки
общения,
желание участвовать в театрализованной
игре.
Продолжать знакомить детей с приѐмами
кукловождения театра картинок. Вызвать
желание следить за развитием действия в
потешках, в русской народной сказке.
Привлекать к участию в кукольном
спектакле. Поддерживать желание играть с

21

1.Сюрпризный момент – игрушки
животных.
2.Изобразить движением потешку
«Едут, едут к бабе к деду…»
3.Упражнения на модуляцию голоса.
4.Свободная русская народная пляска

1.Муз. разминка
2.Упражнение на модуляцию голоса
«Я козочка МЕ-КЕ-КЕ»
3. Инсценирование потешки «Козочка
рогатая»
4.Упражнение
на
развитие
ритмических движений.
1.Муз. разминка
2.Чтение потешки «Волк- волчок»,
«Лиса- лисонька»
3.Кукольный спектакль картинок
«Алѐнушка и лиса»
4. Импровизация бега волка и лисы с

шумовыми и музыкальными и грушками.
7

«Весѐлые
загадки»

8

«Мир мягких
игрушек»

Ноябрь

Кукольный
спектакль
« Колосок»

9

Формировать
произвольное
внимание,
активизировать интерес к театральному
искусству. Привлекать детей к отгадыванию
загадок, используя в виде подсказки
плоскостные картинки. Учить выражать
свои эмоции.
Развивать
фантазию
и
умение
ориентироваться в пространстве, навыки
имитации.
Воспитывать
дружеские
отношения в игре.
Формировать
коммуникативные
способности и навыки импровизации. Учить
детей интонационно и выразительно
произносить заданные фразы.
Развивать
пантомимические
навыки,
творческое воображение и фантазию.
Формировать коммуникативные качества
детей. Развивать фантазию и воображение в
театрализованной
игре.
Формировать
умение
чувствовать
эмоциональное
состояние героев сказки и адекватно
реагировать. Закреплять знания детей об
окружающем мире.

22

помощью музыкальных инструментов
(маракасы и трещѐтки)
1.Муз. разминка.
2.Сюрпризный момент «Письмо»
3.Упражнение «Загадаю – отгадай»
4.Инсценирование сказки «Кто сказал
мяу!»
5.Изображение
бега
мышки
с
помощью
музыкальных
инструментов, импровизируя на тему
«Маленькая мышка»
1.Муз. разминка «Упражнение с
платочками»
2.Русская народная прибаутка «Мыши
водят хоровод»
3. Разыгрывание сказки «Кто сказал
мяу!»
1.Муз. разминка.
2.Звукоподражание «Идѐт петушок»
3.Работа
со
скороговоркой
«Мышонку шепчет мышь»
4. Разыгрывание сказки «Колосок»

10

Кукольный
спектакль
« Весѐлые
зайчата»

11

«Мы уже
артисты»

12

«Моей милой
мамочке»

Декабрь
13

«Зимняя сказка»

Учить детей интонационно выразительно
проговаривать фразы, расширять словарный
запас. Развивать пантомимические навыки и
артикуляцию, активное общение через игру.
Вызвать желание перевоплощаться в
изображаемый образ, используя различные
средства выразительности(движение, позу,
жест).
Воспитывать
творческую
инициативу.
Побуждать детей петь колыбельную песню.
Наблюдая за действием педагога с куклой.
Вызвать желание слушать песню, подпевая
отдельные фрзы, выполняя движения
руками в соответствии с текстом песни.
Поддерживать стремление детей принимать
участие в кукольном спектакле театра
картинок на фланелеграфе. Воспитывать
доброжелательные
отношения
взаимоотношения.
Побуждать детей принимать участие в
концертной программе. Вызвать желание
петь танцевать, участвовать в кукольно
спектакле.
Формировать у детей живой интерес к
театрализованной
игре,
желание
участвовать
в
общем
действии,
в
танцевальных импровизациях в играх с
музыкальным сопровождением.
23

1.Муз. разминка.
2.Игра на имитацию движений
«Люли, люлюшки, люли»
3.Пение песни «Поиграем с мишкой»
4.Показ спектакля картинок «Весѐлые
зайчата»

1.Муз. разминка «Прогулка в лесу»
2.Игра «Где же наши ручки»
3.Повторение
скороговорки
«Мышонку шепчет мышь».
4.Показ спектакля картинок «Весѐлые
зайчата»

Инсценирование «Весѐлые потешки»

1.Муз.разминка.
2.Чтение сказки
использованием
детей из старшей группы.
3. Музыкальные этюды «зверят»

14

15

16

Январь
17-18

«Скоро праздник Продолжать
развивать
речь
детей
Новый год»
средствами кукольного театра: расширять
словарный запас, развивать артикуляцию,
добиваясь
правильного
и
чѐткого
произношения слов.
Совершенствовать
двигательную
активность в играх
с музыкальным
сопровождением.
Вызвать
желание
принимать
участие
в
танцевальных
импровизациях.
В гости к сказке Побуждать детей создавать игровые образы
«Репка»
с
помощью
движений.
Поощрять
стремление участвовать в играх с
музыкальным сопровождением. Вызвать
желание играть на детских музыкальных
инструментах.
Побуждать
детей
самостоятельно выбирать музыкальные
инструменты для создания заданного
образа. Познакомить с театром кружек, с
приѐмами кукловождения.
«Здравствуй
Создать на новогодне утреннике радостную
праздник Новый атмосферу, способствующую раскрытию
год»
способностей детей. Поддерживать желание
детей
выступать
перед
родителями,
сотрудниками детского сада.
Диагностика
Дать оценку навыкам детей в театрально –
«Оценка уровня игровой деятельности с сентября по декабрь
музыкально –
24

1.Муз.разминка.
2.Разучивание стихов
3.Перевоплащение детей в зайчиков и
медведей.
4.
Импровизация
«Придумай
движения»

1.Муз.разминка.
2.Игра на имитацию движений «Кто
на кого похож».
3. инсценировка песни «Ходит Ваня»
4. знакомство с театром кружек,
разыгрывание
р.н.п.
«Котик
серенький», и сказки «Репка»

Показ кукольного театра.

1.Игры
с
музыкальным
сопровождением.
2. Подпевание и пение.

театрального
развития детей»

19

«Зайчик
попрыгунчик»

Совершенствовать
двигательную
активность детей в играх со стихотворным
сопровождением. Формировать желание
перевоплощаться в какой либо образ.
Поддерживать интерес к кукольному театру
кружек. Вызвать желание следить за
развитием действия.

Формировать устойчивый интерес к
устному народному творчеству. Развивать
умение понимать содержание произведений
малых фольклорных форм. Поддерживать
интерес к импровизации на заданную тему.
Февраль «Паровоз сказок» Учить запоминать произведения устного
21
народного
творчества.
Продолжать
знакомить детей с приѐмами кукловождения
театра кружек. Развивать речь детей,
обогащать словарный запас.
20

«Бабушкины
забавушки»

25

3.Танцевальные движения.
4.Игры с музыкальными игрушками.
5.Игры
со
стихотворным
сопровождением.
6.Театрализованная игра.
7.Мини – игра спектакль.
1.Развлечение
«День
рождения
игрушек»
2.Чтение
русской
народной
считалочки «Зайчик»
3.Русская народная игра «Прыг да
скок»
4.Спектакль театра кружек «Заяцхваста».
1.Муз.разминка.
2.Показ театра настольных игрушек.
3.Игра имитация с движениями.

1.Муз.разминка исполнение песни
«Паровоз»
2.Вовлечение детей в совместное
действие с героями театра кружек.
3.Упражнение
на
развитие
интонационной выразительности.

22

23

24

Март
25

26

«Сказка о глупом Познакомить детей с кукольным спектаклем 1.Муз.разминка исполнение песни
мышонке»
театра кружек. Привлекать детей к участию «Паровоз»
С. Маршак
в спектакле.
2. Инсцениование сказки
3. Работа над ролями (разучивание
ролей,
проигрывание
отдельных
эпизодов).
Спектакль
Продолжать
работу
по
раскрытию 1.Музыкальная разминка.
«Маша обедает» творческих
наклонностей.
Развивать 2.Разыгрывание этюдов «Наша Маша
эмоциональное
отношение
к маленька»
художественным произведениям, речь, 3.Кукольный спектакль театра кружек
воображение. Продолжать обучать детей «Маша обедает»
приѐмам кукловождения театра кружек.
«Мы уже актѐры» Формировать активную позицию (желание 1.Муз.разминка.
брать на себя роль). Развивать фантазию, 2.Мини-сценка
«Собачка,
что
образное мышление, актѐрские способности лаешь?».
(умение
действовать
в
паре), 3.Разучивание реплик действующих
интонационную
выразительность
и лиц кукольного спектакля «Маша
пластику.
Воспитывать
у
детей обедает»
внимательное отношение друг к другу.
«Принимайте
поздравления»

Побуждать детей принимать активное
участие в «Празднике мам». Развивать
инициативу и самостоятельность, желание
участвовать в кукольном спектакле.
«А в машине, а в Знакомство
детей
с
приѐмами
машине…»
кукловождения театра народной игрушки.
Продолжать
развивать
речь
детей
средствами кукольного театра. Побуждать к

26

Инсценированное
детей.

поздравление

1.Муз.разминка исполнение песни
«Машина»
2.Обучение приѐмам
управления
народной игрушкой. Польская дет

участию в свободных плясках с игрушками.

Сказка
«Теремок»

Побуждать детей внимательно следить за
развитием действия в народной сказке,
понимать содержание, уметь отвечать на
вопросы педагога

28

«Страна
Вообразилия»

Развивать
навыки
импровизации,
пантомимику, творческую инициативу,
фантазию, коммуникативные качества.

Апрель
29

«Кукла Маша и
еѐ друзья»

27

30

Закреплять интерес к театрально – игровой
деятельности. Побуждать детей сочинять
небольшие попевки на отдельные слоги.
Воспитывать у детей желание участвовать в
общем театральном действии.
«Ах, как весело у Формировать необходимый запас эмоций и
нас, пустимся в впечатлений. Развивать воображение и
весѐлый пляс»
личностное восприятие окружающего мира,
интерес к театрализованной импровизации.

27

песенка «Мышка в чашечке зелѐной»
«Зайчик», «Лягушка на дорожке»,
«Медведь», «Стоит волк под горой».
Бежала лесочком»
1.Муз.разминка исполнение песни
«Машина»
2.Просмтр сказки «Теремок»
3.Исполнение пляски «Вот как мы
умеем плясать»
1.Муз. разминка.
2.Гимнастика для язычка
3.Стих
Б.
Заходера
«Моя
Вообразилия»
4.Мини-сценка«Весѐлые музыканты».
5.Упражнения
на
имитационные
движения «Петрушка», «Медведь»,
«Зайчик», «Коза», «Кошка» (под муз.
сопровождение).
1.Муз.разминка.
2.Беседа о друзьях, которые пришли с
куклой.
3.Рзыгрывание
детьми
мини
сюжетов.
1.Муз. разминка.
2.Диалог Куклы и ведущего с детьми.
3.Упражнения
на
имитацию
движений: «Кто как двигается».
4. «Пляска зверей»

31

«Здравствуй
Весна - Красна»

Продолжать учить детей интонационно и
выразительно
произносить
диалоги.
Развивать речь, умение импровизировать;
имитационные навыки, мимику и жесты.

32

«Весѐлый день»

Май
33

Спектакль
«Два жадных
медвежонка»

34

Игрыимпровизации
отрывки из
знакомых сказок

Развивать коммуникативные способности,
умение и желание взаимодействовать друг с
другом. Воспитывать у детей желание
принимать активное участие в музыкально –
театрализованных играх.
Продолжать учить детей сочетать движения
и речь. Развивать логику, творческие
способности,
имитационные
навыки,
артикуляционный.
Воспитывать
доброжелательное
отношение
к
окружающим
и
положительный
эмоциональный настрой.
Развивать
фантазию,
эмоциональную
память, творчество. Продолжать работу над
интонационной выразительностью речи
детей и их умением имитировать движения
персонажей
театрального
действия.
Воспитывать
дружеские
отношения,
эмоциональный отклик на театрализацию
знакомых произведений.

28

1.Муз.разминка«Ласковое солнышко»
2.Игра «Угадай, чей голосок».
3.Игры
с
воображаемыми
предметами.
4.Пение песни «Мотылѐк».
5.Разыгрывание сказки «Лиса, заяц и
петух».
1.Муз.разминка «Какой хороший
день»
2.Этюды с куклами.
3. Игры импровизации.
1.Муз.разминка.
2.Инсценирование р.н.п.
4.Имитация движений персонажей
сказки.
5.Кукольный спектакль

1.Муз. разминка.
2.Игра с движениями «Если весело
живѐтся».
3.Игра «Продолжи фразу и покажи».
4.Игры- импровизации

35 - 36

Диагностика
«Оценка уровня
музыкально –
театрального
развития детей»

Дать оценку навыкам детей в театрально – 1.Игры
с
музыкальным
игровой деятельности с сентября по декабрь сопровождением.
2. Подпевание и пение.
3.Танцевальные движения.
4.Игры с музыкальными игрушками.
5.Игры
со
стихотворным
сопровождением.
6.Театрализованная игра.
7.Мини – игра спектакль.

29

3.1 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы потребуется следующее оборудование:
 материальные

средства:

музыкальный

зал,

стульчики,

столы,

ноутбук, аудиозаписи детских песенок, русских народных сказок.
 технические средства обучения (звуковые): музыкальный центр, муз.
театр, мультимедийная система, пианино;


наглядный

материал:

настольный,

бибабо,

перчаточный,

пальчиковый, настольный, теневой театры. Мягкие игрушки, маскишапочки,

ширма,

иллюстрации,

декорации,

музыкальные

дидактических пособий, а так же

художественная
инструменты,

литература,
использование

материал с чистоговорками,

скороговорками, для разминки языка и пальцев, ритмичных движений;
 разнообразная атрибутика: платочки, кокошники, шляпы, корзинки,
мячи, ленты, костюмы, нотные приложения и.т.д;
 книги: книжки-малышки с произведениями фольклора малых форм.
Книжки-самоделки. Книги с иллюстрациями животных, альбомы и
картины «Времена года», «Домашние животные», «Дикие животные»,
«Птицы».
 картотека пальчиковых игры.

30

3.2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И КОНТРОЛЯ
Итоговый контроль проводится с целью определения уровня ЗУН детей.
Успех педагогического контроля будет зависеть от правильного
сочетания организаторских и педагогических приѐмов и средств, грамотного
выбора форм.
Для обучающихся дошкольного возраста в данной программе
планируется использование следующих форм педагогического контроля:


игра;



беседа;



этюды;



концерт;



путешествие;



сказка;



тестирование;



аукцион знаний;



выпускной ринг;



защита творческих работ;



тематический альбом;



зачѐт
Используя вышеперечисленные формы контроля можно выявить творческие
способности детей дошкольного возраста не принуждѐнно и занимательно.

31

3.3. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 1 ГОД _____________-уч.год
Оценка уровня театрализованного развития детей 3-4 лет
№

Ф.И.ребѐнка

Виды деятельности
Игры с
музыкальным
сопровождением

Подпевание

Танцевальные

и пение

движения

Игры с детскими

Игры со

музыкальными

стихотворным

игрушками

сопровождением

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
32

Театрализованные

Мини – игры

игры

спектакли

Оценка:
3 балла –ребѐнок активен, свободно и без затруднений выполняет все вышеперечисленные виды деятельности.
2балла – ребѐнок правильно выполняет задания, с небольшой помощью взрослого или повторном предъявлении
выполнения задания.
1 балл – ребѐнок не выполняет задание, отказывается от помощи взрослого.
Высокий уровень: 15 – 21 баллов

Высокий уровень: (н)______________(к)_____________

Средний уровень: 8 - 14 баллов

Средний уровень:

(н)______________(к)_____________

Низкий уровень: 7баллов

Низкий уровень:

(н)______________(к)_____________

Выводы, рекомендации:
Начало цикла занятий:
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
Конец цикла занятий:
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
33

Оценочные материалы для детей старшего дошкольного возраста
Диагностика развития творческих способностей
детей старшего дошкольного возраста.
Театральная игра.
«Театральная игра. «Веселые обезьянки».
Цель: выявить уровень развитие внимание, наблюдательности, быстроту
реакции, память.
Инструкция: Представьте, что вы все обезьянки и сидите в клетке в зоопарке.
Одного из вас мы выбираем на роль посетителя зоопарка. Он будет стоять в
центре и делать различные движения и жесты. «Обезьянки» передразнивают
посетителя, точно повторяют его жесты и движения.
Выше стандарта 5 балов: Проявляют интерес к театральному искусству, точно
повторяют ритмические действия, владеют образной выразительностью.
Стандарт 3-4 бала: Проявляют интерес к театрализованной деятельности,
к заданию подходит ответственно.
Ниже стандарта 2-1 бал: Не проявляет желания участвовать в игре,
стеснителен.
Ритмопластика.
Игра «Снеговик».
Цель: выявить умение передавать в импровизациях характер и настроение.
Инструкция: Встаньте в круг и превратитесь в снеговиков: ноги на ширине
плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены
друг к другу, все мышцы напряжены. Пригрело солнышко, под его теплыми
веселыми лучами снеговик начал медленно таять.
Выше стандарта 5 балов: В игровых движениях воспроизводит в точности
задание, вносит творческое усложнение в выполнении, полностью
расслабляется.
Стандарт 4-3 бала: Активен, дружелюбен с детьми, четко выполняет
инструкции.
Ниже стандарта 2-1 бал: Застенчив, на контакт не идет.
Культура и техника речи.
Игра «Ручной мяч».
Цель: развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать
ассоциативное мышление детей.
Инструкция: Педагог поочередно бросает каждому ребенку мяч, называя
слово. Поймав мяч, ребенок должен придумать и назвать свое слово:
а) противоположное по значению (день — ночь, горячий — холодный, дождь —
снег и т. д.);
б) определение к данному слову (елка — колючая, волк — зубастый и т. д.);
в) действие (дерево — растет, мальчик — бежит и т.д.).
Выше стандарта 5 балов: Ребенок активен, с заданиями справляется легко,
хорошо развит словарный запас.
Стандарт 4-3 бала: Задания выполняет, но делает это неуверенно, в работе
пассивен.
Ниже стандарта 2-1 бал: Стеснителен, надеется на помощь воспитателя и
детей.
34

Основы театральной культуры.
Игра «День рождения».
Цель: способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел.
Инструкция: Педагог назначает ребенка на роль именинника. Он будет
принимать гостей в день рождения. Гости по очереди дарят ему воображаемые
подарки (кукла, мяч, конструктор и т. д.), и от имени подарка рассказывают о
себе.
Выше стандарта 5 балов: Ребенок доброжелательный, внимательный,
проявляет творческие способности, свободно владеет речью.
Стандарт 4-3 бала: Владеет навыками разговорной речи, но не проявляет
творчества.
Ниже стандарта 2-1 бал: Не проявляет творчества, безмоционален, ждет
помощи от детей.

Диагностика развития театральных способностей
детей старшего дошкольного возраста.
1. Степень проявления инициативности (обогащают сюжет, игровые
действия, фантазируют) в театрализованных играх, играх – драматизациях.
2. Совместно со сверстниками договариваются о сюжете, создают игровую
обстановку в том числе:
- используют ряженье;
- делают новые детали костюмов.
3. Уровень освоения игрового сюжето-сложения:
- передача знакомых сказок и историй;
- внесение изменений в знакомый сказочный сюжет;
- создание новых сюжетов.
4. Способность передать в роли:
- физическое состояние персонажа;
- систему игровых действий и отношений;
- настроение персонажа, эмоциональное состояние (мимику, пантомимику,
интонацию);
- характер персонажа.
5. Способность:
- назвать свою роль;
- рассказать об изображаемом событии, созданной обстановкой;
- пользоваться приѐмом условного проигрывания частей сюжета (приѐм
«как – будто»;
- создания разных игровых образов в играх – имитациях, выразительной
передаче их действий, физического состояния.
6. Уровень умений в театральных играх определить место для «сцены»,
подготовить декорации, разыграть спектакли разных видов театров.
35

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Мониторинг проводится два раза в год: начальный - в сентябре, итоговый – в мае.
Качественный и количественный анализ показателей развития ребѐнка оценивается по трѐм уровням и трехбалльной
системе.
Протокол обследования уровней сформированности театральных способностей детей
старшего дошкольного возраста

н.г

к.г

к.г

н.
г

к.
г

н.
г

к.
г

н.
г

к.
г

н.г

к.г

н.
г

к.
г

н.
г

к.
г

Знает различные виды
театров

Умеет составлять
небольшие сказки

Умеет строить диалог

Интонационная
выразительность

Пластика

Мимика

Умеет принимать на
себя роль
н.г

Основы театральной
культуры

Культура и техника речи

н.
г

к.
г

Владеет нормами
поведения в театре

к.г

Ритмопластика

Знает устройство
театра и театральные
профессии

н.г

Умеет согласовывать
свои действия с

Театральная игра

Жесты

Ф.И. ребенка

Вступает в контакт со
взрослыми и детьми

№

н.г

н
.г

к.г

к
.г

Общее
кол-во
баллов

Уровень

н.
г

н.
г

к.
г

к.г

Оценка:
3 балла - ребѐнок свободно общается со взрослыми и сверстниками, правильно и самостоятельно передает
выразительные, пластические движения, мимику, жесты, свободно строит диалоги с партнером, сочиняет небольшие
сказки.
2 балла – ребенок правильно выполняет задание, с небольшой помощью взрослого или при повторном его предъявлении.
1 балл - ребенок не дает правильный ответ или отказывается отвечать.
0 баллов - выполнение задания недоступно ребѐнку.
Высокий уровень: от 25 до 36 баллов
Высокий уровень (н)______(к)_________
Средний уровень: от 15 до 24 баллов
Средний уровень(н)______(к)_________
Низкий уровень: ниже 15 баллов
Низкий уровень(н)_______(к)__________
Выводы, рекомендации:
36

Начало
года:_____________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
Конец
года:_____________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________

37

3.4 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алябьева, Е.А.

Развитие воображения и речи детей 4-7 лет /Игровые

технологии/. – М.: Творческий центр, 2005.
2. Буренина, И.А. От игры до спектакля. – М.: Просвещение, 1985.
3. Выготский,

Л.С.

Воображение

и

творчество

в

детском

возрасте

/психологический очерк/ – 2-е издание. – М., 1967.
4. Доронова, Т.И. Играем в театр. – М.: Просвещение, 2005.
5. Казакова, Т.Г. Развитие у дошкольников творчества /Пособие для воспитателей
детского сада/. – М., 1985.
6. Комарова, Т.С.

Дети в мире творчества /Книга для педагогов дошкольных

учреждений/. – М.: Мнемозина, 1999.
7. Махнѐва, М.Д. Театральные занятия в детском саду /Пособие для работников
дошкольных учреждений/. – М.: Творческий Центр, 2001.
8. Минаева, В.М.

Развитие эмоций дошкольников /Пособие для работников

детских дошкольных учреждений/. – М.: Аркти, 2000.
9. Петрова, Т.Н. Театрализованные игры в детском саду /. Т.Н Петрова, Е.Л.
Сергеева, Е.С. Петрова. – М.: Школьная Пресса, 2000.
10. Поляк, Л. Театр сказок. – СПб., 2001.
11. Прохорова, С.П. Театрализованные игры для дошкольников. – М., 1988.
12. Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр /Пособие для воспитателей/. – М.:
Аркти, 2002.
13. Сорокина, Н.Ф. Программа «Театр – творчество – дети».
14. Сорокина, Н.Д. Сценарии театрализованных кукольных занятий. – М.: Аркти,
2004.
15. Сорокина.Н. «Театральные занятия с куклами», журнал «Музыкальный
руководитель» начало №6 – 2007г.- окончание №5 - 2008г.
16. Фѐдорова, Г.П. На золотом крыльце сидели. – СПб.: Детство-Пресс, 2000.
17. Чистякова, М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1999.
18. Царенко, Л. От потешек к Пушкинскому балу. – М.: Линка-Пресс, 1999.

38

39

40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».